Раиса Орешкина
Формы взаимодействия ДОО и семьи в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и детского сада в решении вопросов экологического образования и воспитания детей рассматривается сегодня как важнейшее условие полноценного развития личности ребенка, приобщения к нравственно-экологическим ценностям, овладения социально одобряемыми способами поведения в природе.
Необходимость воспитания любви к природе и формирования основ экологического образования дошкольников отмечена в «Концепции экологического воспитания Республики Саха (Якутия)», которая подчеркивает, что проблема эта должна решаться в рамках экологического воспитания, что является в настоящее время актуальной проблемой. В ней указывается, что главным в системе экологического образования служит принцип природосообразности, который предполагает, что образование и воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных процессов, формирует у дошкольника ответственное отношение к природе, за экологические последствия своих действий и поведения [1].
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Успешному решению задач по взаимодействию педагогов и родителей способствуют грамотно подобранные формы взаимодействия.
В МБДОУ № 95 «Зоренька» г. Якутска РС (Я) в работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей. Используем как традиционные, так и современные формы.
К традиционным формам относятся родительские собрания, рекомендации, анкетирование, беседы, консультации и др. Широко используется такая форма взаимодействия с родителями, как информационно-консультационная с использованием ИКТ. Так, для повышения уровня экологической грамотности родителей было проведено собрание на тему: «Экологическое воспитание детей». Мы разъяснили родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому. Рассказали о планах работы по экологическому воспитанию детей, ознакомили с программами экологического образования.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные формы. К ним относятся: стенды, памятки, буклеты, выставки, фотографии, папки-передвижки. Так, совместно с родителями провели фотовыставку «Незабываемые дни лета»; сделали папки-передвижки «К нам идет зима», «Весна», «Лето».
В нашей работе также активно используем нетрадиционные формы общения с родителями, такие как: «День открытых дверей», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др.
Отметим, что одной из эффективных форм работы педагогов с родителями по экологическому воспитанию является совместная деятельность с детьми: изготовление поделок из природного материала; рисование; совместные праздники, развлечения, субботники по благоустройству территории; проведение экологических акций и т. д. Так, в саду ежегодно проводятся экологические праздники «Осень. Кладовая природы», «Наши младшие друзья – животные»; досуг «Здравствуй, лето!». Также в средней группе провели конкурс поделок из овощей, фруктов, семян «Дары осени».
Хочется отметить, что в нашем детском саду уборка снега стала традицией. С родителями организовали «Снежный субботник». Было очень приятно видеть, с какой охотой и желанием откликнулись сотрудники и родители всех групп на призыв администрации принять участие в субботнике. С хорошим задором, дружно все вместе убирали снег, расчищали детские площадки и дорожки, не забывая, при этом, весело шутить и подбадривать друг друга. Наши воспитанники принимали активное участие в уборке снега на территории детского сада. В конце приятно было увидеть результаты своего труда. Ведь каждый внёс в общее дело частичку своего тепла.
Еще одной из эффективных форм сотрудничества с родителями является организация конкурсов и выставок семей воспитанников. Так, оформили книжную выставку «Экология и ребенок», выставку рисунков, выставку совместных поделок родителей и детей, конкурс «Скворечник своими руками» и др. Например, участвуя в конкурсе «Скворечник своими руками» дети вместе с родителями смастерили кормушки для птичек. Все эти скворечники мы разместили на территории детского сада. Для красоты в уголке нарисовали дерево с птичками. А на улице скворечники повесили на беседку. Теперь наши воспитанники с удовольствием играют во время прогулок, наблюдают за растениями, за сезонными изменениями природы и кормят птиц. Таким образом, участвуя в совместной работе, дети чувствуют свою значимость, гордость за своих родителей. А родители ощущают ответственность перед ребенком. Многие выставочные работы долгое время украшают уголки природы, интерьер групповых комнат.
Увлекательное трепетное отношение к природе формируется и через проектную деятельность. Вовлечение родителей в проекты экологической направленности решает задачи формирования экологической культуры и природоохранной деятельности в воспитании детей. Так, проводятся защиты экологических проектов по темам : «Комнатные растения», «Птицы моего края» и т. д. К защите проектов и родители, и дети подошли с большой серьезностью. Все очень хорошо подготовились. В конце всем были вручены сертификаты, призы.
Таким образом, взаимодействие семьи и ДОО в нашем саду происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Вышеизложенные нами формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу. Ведь именно в семье в сотрудничестве с детским садом должны воспитываться отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Только вместе с родителями возможно воспитание ценностного отношения к природе, формирование навыков экологического грамотного поведения.