Лариса Степанова
Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивнойработы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослым.
Публикация «Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2019
Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путем и которые они получили действуя с предметами ближайшего окружения.
Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активнойречи ребенка?
Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребенком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничство. Воспитателю важно организоать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребенка поводы для общения.
Ребенок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребенка.
Вспомним некоторые особенности детей раннего возраста :
- трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они, достаточно долгое время, могут оставаться внимательными.
- внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес
- поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков
- им свойственна подражательность, легкая внушаемость
- преобладает зрительно - эмоциональная память и наглядно - действенное мышление.
Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует, должна быть:
- событийная
- ритмичная
- процессуальная.
Мы используем следующие формы совместной деятельности :
- наблюдение и элементарный труд в природе
- сценарии активизирующего общения
- игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения
- слушание художественной литературы с использованием ярких, красочных картинок
- инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений
- игры на развитие мелкой моторики рук
- дидактические игры и упражнения
- бытовые и игровые ситуации
- элементарное экспериментирование.
Конечно, в один день, невозможно показать фсе формы совместной деятельности. Рассмотрим некоторые.
1. Наблюдение и элементарный труд в природе.
Начинаем с комнатных растений. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Давать ребенку небольшие поручения. Затем (особенно после 1,5 лет) спрашивать: "Что ты принес, Где взял, Куда положил?". С помощью таких воросов ребенок начинает устанавливать связи и взаимосвязи между объектами и словами, их обозначающими.
Необходима мотивация действий с предметами и объектами: "Будем поливать растения, потому что они хотят пить! Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!" Не следует торопить ребенка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребенок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания.
2. Сценарий активирующего общения.
Взаимодействие плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей. Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребенок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Сценарии могут быть расчитаны на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребенка.
Чтобы дети не переутомились, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или индивидуально.
Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место. Они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то в далеке.
Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.