ЕЛЕНА КОЖЕМЯКИНА
Презентация «Формы совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС»
+ В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из необходимых условий реализации дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.
Публикация «Презентация „Формы совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.
Совместную деятельность разделяют на :
*непрерывно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
*совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач.
Совместная деятельность педагога с детьми может быть :
• с одним ребенком (индивидуально);
• с подгруппой детей;
• с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
• возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
• их интереса к данному занятию;
• сложности материала.
Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия.
В ходе совместной деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности.
+Что значит быть партнером детей? / по Н. А. Коротковой/ :
*Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
*Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)
*Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)
*Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)
Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
+ Характерными особенностями совместной деятельности являются :
- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.
Взаимодействие может протекать в форме прямого общения, в процессе непосредственного контакта между взрослым и ребенком или в косвенной, опосредованной форме, осуществляемой через предлагаемые особым образом мотивированные действия, через объекты природной среды, предметы пространственного окружения, через других людей (детский коллектив, партнеров по деятельности) или сказочных персонажей.
+ Важным отличием инновационной совместной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, а вместе». Поэтому ребенок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. Важно, что знание дается воспитаннику не в готовом виде, а добывается ребенком в ходе своей исследовательской деятельности.
+ Методы совместной деятельности (младший возраст, 2-3 года).
- вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера как основных методов воспитания;
- организация сюжетно-ролевых игр;
-организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ :
Например, «День мыла», «День варежки» и т. д. Это возможность показать в разных видах деятельности какое-то событие, явление. В рамках одной темы проходят режимные моменты, образовательная деятельность, прогулка, итоговая работа.
Простейшие поисковые и проблемные ситуации для младших дошкольников:
- основные действия – отгадывание и поиск.
- всякая проблема и поиск для ребенка сопровождается словами «найди», «угадай».
- использование простейших загадок:
• На столе несколько предметов разного цвета, формы и величины. Например, зеленый мяч, синий карандаш, красная книга. Воспитатель загадывает один из предметов, а дети должны назвать его: «Это зеленое, круглое, большое» (Мяч).
• Загадки с подсказкой ответа (рифмой). Начинаем с простейших и постепенно усложняем.
• Игры с моделированием:
Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Например, при чтении сказки замещаемыми объектами будут герои сказки, а заместителями – бумажные кружки, квадраты, различающиеся по цвету и величине. Начинаем с 2-3 объектов, постепенно увеличивая их количество. Все обсуждается вместе с детьми.
«Репка» : большой желтый круг – это репка, маленький серый треугольник – мышка и т. д.
+ Методы совместной деятельности (средний возраст, 3-5 лет).
- организация сюжетно-ролевых игр;
- вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментов, игр-путешествий, игр-этюдов;
- введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;
- беседы и совместная познавательная деятельность с элементами игры.
Например, игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем.
Проблемные педагогические ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которых дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение этой проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение поставленных задач. Может быть отдельно взятым занятием.
Особенности:
- кратковременность и развертывание течения;
- гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь и сейчас»;
- могут длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей;
- могут быть организованы с небольшой подгруппой и целой группой;
- включают рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решают поставленную задачу
- самое главное – оценить решение, подвести итог!
Виды:
- проблемные ситуации морального выбора;
- проблемные ситуации общения;
- проблемные ситуации социальной направленности;
- проблемные ситуации познавательной направленности;
- проблемные ситуации взаимодействия;
Основные задачи проблемных ситуаций — закрепление имеющихся знаний и умений у воспитанников, их применение в новых условиях, освоение новых способов деятельности.
Различные игровые ситуации:
Игровая обучающая ситуация (по О. М. Ельцовой, А. Н. Тереховой).
Авторы предлагают четыре вида ИОС: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки. Первые три авторы рекомендуют использовать в среднем дошкольном возрасте (до 5 лет, а четвертый вид уже в старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет).
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Пример
Ситуации-упражнения. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС рекомендуется использовать со средней группы.
Ситуации-проблемы. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции.
Ядро педагогической ситуации – вопрос, который требует определенной формулировки!
+ Методы совместной деятельности (старший возраст, 5-7 лет).
- ситуационные задачи, их широкая вариативность;
- использование метода проектов;
- коллекционирование;
- театрализованная деятельность;
- литературно-игровые формы;
В подготовительной к школе группе О. М. Ельцова и А. Н. Терехова рекомендуют использовать ситуации-оценки, которые предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
В приоритете – самовыражение детей, желание как-то проявить себя, реализоваться.
Проводятся различные тематические соревнования, фестивали и т. д.
+ Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребёнка в образовательном пространстве детского сада.
Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.