Вера Лютикова
Формы сотрудничества по преемственности школы и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Формы сотрудничества по преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения в ГДО МОКУ «Олекминская СОШ» и начальной школе МОКУ «Олекминская СОШ».
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Публикация «Формы сотрудничества по преемственности школы и детского сада» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Приход ребенка в школу это важный и ответственный момент в его жизни и жизни его семьи. Школьное обучение диктует для ребенка новые правила, изменение образа жизни, диктует ему новые нормы и правила которые необходимо соблюдать в новой для него школьной жизни. И этот момент может оказаться проблемным как для самого ребенка, так и для его семьи и учителей.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. И в наше время данная проблема остается актуальной. Последние исследования показывают, что современные дети, приходя в первый класс, оказываются не готовыми к обучению в школе по таким компонентам как социальный, эмоционально-волевой и психологический.
В наше время имеется очень много работ по исследованию проблемы подготовки детей к школьному обучению, в которых подчеркивается, что подготовка детей к школе это многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребенка. Таким образом, возникает проблема преемственности дошкольной образовательной организации и школы. (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Е. Е. Кравцова, У. В. Ульенкова и др.). Еще в прошлом столетии детский психолог Д. Б. Эльконин говорил о том, что необходимо сохранить детство для наших детей, о том, что необходимо максимально использовать возможности дошкольного периода для более эффективной подготовки безболезненного перехода ребенка из детского сада в школу. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада, начальной школы и семьи. Это обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Что же такое преемственность?
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
- последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)
Преемственность не должна пониматься, как преемственность лишь в подготовки детей к обучению, ведь в дошкольном возрасте у ребенка формируется еще и черты будущей личности.
Для того что бы переход ребенка из дошкольного учреждения в школу был более мягким и безболезненным воспитатели и учителя должны работать единой командой, быть единым целым. И именно преемственность обеспечивает достижение этих целей: более мягкой адаптации детей к новым условиям жизни.
В нашей организации формы преемственности направлены, в первую очередь, на совместную работу по трем основным направлениям:
- работа с детьми,
- взаимодействие педагогов,
- сотрудничество с родителями.
Формы осуществления преемственности в ГДО МОКУ «Олёкминская СОШ».
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьной библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада.
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду, День мамы, 9 Мая, День защиты детей др.,
• спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности на уровне детского сада, школы, клуба ;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (будущим учителем, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе (посещение учителями детского сада во время занятий и вне занятийное время, посещение воспитателей уроков);
• педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
Такими формами сотрудничества в нашем детском саду решаются основные задачи преемственности :
• создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
• улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
• углубление интереса к жизни в школе;
• оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу
Получаемые результаты.
Портрет выпускника детского сада:
-инициативный и самостоятельный,
-уверенный в своих силах,
-взаимодействует со сверстниками и взрослым,
- обладает развитым воображением, способностям к фантазии, к творчеству,
- подчиняется разным правилам и социальным нормам,
- положительно относится к себе, уверен в своих силах,
-развита мелкая и крупная моторика,
-любознательный, наблюдательный,
- способен самостоятельно принимать решения.
Вывод:
Работа по организации преемственности работниками нашего ДОУ и школы проводится совместно и системно, что позволяет по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход наших детей из ДОУ в начальную школу успешным и безболезненным, т. к. сотрудничество между детским садом и школой – основное условие успешного решения задачи подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.