Виктория Чуйкова
Семинар-практикум «Организация сотрудничества детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: осознание важности и перспективности взаимодействия с родителями дошкольников; формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск оптимальных путей разрешения конфликтов.
Форма проведения: деление на две рабочие группы, индивидуальные выступления.
«Ступени взаимодействия с родителями воспитанников».
Публикация «Семинар-практикум „Организация сотрудничества детского сада и семьи“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Организация общения педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении информации из Интернета и научно-популярной литературы непосредственно на практике. Поэтому потребность родителей в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей сохраняется, именно педагоги способны прийти на помощь родителям. Но, к сожалению, не все педагоги могут помочь.
В процессе взаимодействия с родителями важно не только своевременно информировать их о работе педагогов, оказывать помощь в воспитании ребенка, но и давать возможность им самим окунуться в атмосферу педа-гогического процесса.
Существует 5 ступеней, способствующие наиболее продуктивному взаимодействию коллектива детского сада и родителей воспитанников.
1 ступень - установление контактов. Родители должны видеть стремление педагогов детского сада к сотрудничеству. На этой ступени посредством анкетирования родителей выясняется, чем наполнена жизнь ребенка в семье, оцениваются их воспитательные способности, а также проводятся с ними беседы.
Всегда нужно помнить, что родители для дошкольника - самые близкие люди. Они влияют на все стороны его развития: физическую, нравственную, этическую и умственную.
2 ступень - является совместное обсуждение качеств и умений детей, нуждающихся в дополнительном развитии, а также обсуждение проблем воспитания, выбор оптимального метода и приема воспитания.
3 ступень – упрочнение сотрудничества, установление совместных требований. Результатом данного этапа должно стать понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка. На этой ступени рекомендуется познакомить родителей с наиболее доступными и эффективными способами решения проблем.
Делать это можно, размещая соответствующую информацию в родительском уголке (оформляется в каждой группе детского сада, проводя индивидуальные консультации.
4 ступень - реализация индивидуального подхода. Педагог советуется с родителями относительно вызывающих сомнения моментов в развитии ребенка, совместно с ними анализирует педагогическую ситуацию.
5 ступень - внедрение новых форм работы с семьей. Это совместная деятельность и сотворчество ребенка и родителей.
I часть:
«Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями».
Рабочим группам предлагается составить список форм работы с родителями: I группе - традиционные формы, обосновать их эффективность;
II группе – нетрадиционные формы, обосновать их эффективность.
Выступление педагога.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить пять уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.
Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей :
Первое направление – традиционное:
• повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции,
• пособия,
• родительские уголки,
• индивидуальные беседы,
• групповые консультации,
• дискуссии,
• анкетирование
Второе направление – нетрадиционное:
• привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий, праздников, развлечений,
• участие родителей в выставках,
• организация дней открытых дверей,
• выпуск газет,
• организация мини-библиотеки,
• семинары – практикумы,
• устные педагогические журналы,
• творческие игры с педагогическим содержанием,
• занятия о профессиях, которые проводят родители,
• совместные проекты
Учитывая, что у современных мам и пап в современном обществе нет лишнего времени, привлекая их к совместной деятельности, работу следует организовать компактной, но эффективной.
Формы взаимодействия, которые используются с родителями в детском саду, подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Основные принципы организации работы с семьей :
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
II часть:
«Стереотипы поведения родителей и педагогов, определяющих их взаимоотношения».
Рабочим группам предлагается классификация стереотипов поведения:
I группе - родителей;
II группе – педагогов, и предлагается охарактеризовать каждый стереотип поведения.
Выступление педагога.
В современной классификации различают несколько стереотипов поведения родителей:
Пассивные родители – постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша забота».
Избегающие проблем родители - словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя в том числе, что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты (логопед, медицинский работник, воспитатель) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и обследований, панически бояться разглашения медицинского диагноза, поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас нет никаких проблем!». Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.
Агрессивно недовольные родители, постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада. Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.
Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно верным, особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен и «не их поле ягода». Поведение таких родителей можно нейтрализовать созданием официальной обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего рекомендации, более очевидны.
За всеми этими типами поведения скрывается уязвимость взрослых, нередко холодность по отношению к детям, непонимание их проблем, растерянность, боязнь показать истинные чувства, разрушить стереотип их поведения. К сожалению, от этого в первую очередь страдают дети, не имеющие возможность получить адекватную помощь специалистов и педагогов до тех пор, пока родители не изменят своего отношения к их проблемам.
В результате таких проявлений со стороны родителей у педагогов иногда возникает подсознательная антипатия к ребенку, которая может стать причиной неэффективности воспитательных воздействий.
В современной классификации различают несколько стереотипов поведения воспитателей:
Воспитатели родителей считают, что мамам и папам (как и детям) требуется все объяснять, так как они менее компетентны, чем специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей, но и у молодых специалистов.
Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимания к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточены на своей работе, исполнительно и комфортно чувствуют себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.
Интеллектуалы – воспитатели, которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они больше внимания уделяют занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.
Педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения.
III часть: Анализ результатов анкетирования родителей: определение общих тенденций в вопросах сотрудничества семьи и ДОУ.
1. Кем Вы приходитесь ребенку (подчеркнуть нужное) : мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя
2. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок с удовольствием посещает детский сад :
• да;
• нет;
• по настроению.
3. Для чего, по Вашему мнению, ребенку необходимо ходить в дошкольное учреждение:
• для подготовки к поступлению в школу;
• для общения со сверстниками;
• для развития способностей;
ребенка не с кем оставить дома;
• другое ___
4. Что Вас больше всего привлекает в детском саду (выбрать 3-4 пункта) :
• хорошая организация питания;
• хорошая организация режима;
• работа по укреплению здоровья детей;
• результативная работа по коррекции речи ребенка;
• подготовка к школе;
• высокий профессиональный уровень сотрудников;
• хорошие отношения между детьми в группе;
• высокий уровень материально-технического оснащения;
• хорошее состояние территории для прогулок;
• психолого-педагогические консультации для родителей;
• возможность участвовать в жизни детского сада;
• детский сад неподалеку от дома (работы);
• другое ___
5. Какие трудности возникают у Вас при воспитании ребенка:
• затруднения в выборе правильного наказания; отсутствие друзей у ребенка;
• трудности с регуляцией поведения ребенка;
• трудности с организацией свободного времени ребенка;
• другое ___
6. В каких мероприятиях для родителей Вам удалось побывать/ участвовать? (указать названия) ___
7. Какие причины не позволили Вам побывать (участвовать) во всех мероприятиях для родителей? ___
8. Что Вам нравится больше всего в таких мероприятиях? ___
9. На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, от общения с персоналом
1___2___3___4___5___6___7___8___9___ 10
10. С кем из специалистов Вы хотели бы встретиться:
• учитель-логопед;
• педагог-психолог;
• воспитатель;
• старший воспитатель;
• музыкальный руководитель;
• руководитель физического воспитания;
• медицинская сестра;
• ни с кем;
• со всеми;
• другое ___
11. Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны:
• групповые собрания;
• личные беседы с воспитателями;
• переписка с воспитателями;
• информационные стенды;
• другое ___
12. Вы предпочитаете, чтобы общение с педагогами происходило:
• в деловой атмосфере;
• за чашкой чая;
• другое ___
13. Что бы Вы хотели пожелать педагогам дошкольного учреждения?
___
Подведение итогов:
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»./В. А. Сухомлинский/
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Для решения этой задачи необходимо создать все условия для успешного сотрудничества педагогов и семей воспитанников.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
Однако, не смотря на все усилия в системе «педагог – родитель» часто возникают конфликты. На следующем семинаре мы рассмотрим этот вопрос.