Маргарита Петрова
Новые формы взаимодействия семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Новые формы взаимодействия семьи и ДОУ
В современной педагогике больше не ведется спор о том, что важнее в становлении личности ребенка: семья или общественное воспитание.
Поэтому в последние годы развивается новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В ее основе лежит идея, что за воспитание детей несут ответственность родители и социальные институты.
Публикация «Новые формы взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах
Одной из эффективных форм работы с родителями является информационно – просветительское направление, так как оно дает возможность донести до них в доступной форме условия, содержание и методы воспитания детей в детском саду, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
Информационно – просветительское взаимодействие педагогов и родителей в ДОУ осуществляется в традиционных (родительские собрания, родительские уголки, папки - передвижки, консультации, беседы)и нетрадиционных формах («Школа молодых родителей», клуб «Пиши-читайка», сайт ДОУ, круглый стол, консультации специалистов, день открытых дверей, спортивные досуги, тематические выставки, проектная деятельность).
Работа с родителями – это очень сложная и важная часть деятельности педагога, которая включает помощь педагогов в создании необходимых условий правильного воспитания и развития детей.
Главной задачей воспитателя является выбор оптимальной формы преподнесения информации, которая должна быть краткой, емкой, конкретной и доступной.
Желание родителей, мастерство педагогов и их творческий подход к реализации комплексного развития дошкольника помогают решить цели и задачи федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, чтобы дети с увлеченностью и радостью, интересом и желанием стремились познать мир, что является основой мотивированного обучения.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности.
Современные мама и папа в своем большинстве люди грамотные, осведомленные и как правило, хорошо знающие как надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставлений и пропаганды педагогических знаний вряд ли принесет положительные результаты. Эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи, поддержки семьи в сложных педагогических вопросах и искреннее желание помочь.
Особое внимание в организации взаимодействия педагогов с родителями отводиться проектной деятельности. Данная деятельность обеспечивает активное участие, способствует формированию познавательного интереса как у детей, так и у родителей.
Проектный метод заключается в совместной работе детей, родителей и педагогов. Работа над проектом для детей становиться способом удовлетворения своего познавательного интереса. Родители получают возможность лучше узнать своих детей, с пользой провести с ними время.
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, воспитательно -образовательный процесс очень важно не потому, что так хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Основа этой деятельности-вовлеченность родителей в воспитательно – образовательный процесс, разнообразные формы работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни своих детей в детском саду, активизировать их участие в различных мероприятиях. Родители не должны быть пассивными наблюдателями, они - активные участники процесса. И как результат – положительное отношение родителей к ДОУ, его деятельности.
Педагогическая компетенция определяет работу воспитателя с родителями. Необходимо учитывать, что воспитатель прежде всего для родителей партнер, а не наставник. Это сотрудничество приводит к решению поставленных задач. Мастерство педагога заключается в правильном подходе к каждому родителю в любой ситуации.
Совместная деятельность воспитателя и специалистов ДОУ дополнительно отражается в организации клубов для родителей.
Для привлечения родителей в клуб проводятся встречи в форме «круглых столов», тренингов, мастер – классов. При правильном подходе родители всегда идут на контакт.
В семейных клубах общение строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения. В процессе участия в семейных клубах у родителей возникает доверие к воспитателям и специалистам ДОУ. Родители обучаются различным видам деятельности, которыми можно заниматься с детьми дома, устанавливаются дружеские отношения с другими родителями.
Для родителей, дети которых поступают в ДОУ, проводятся встречи в «Школе молодых родителей». Занятия в «Школе» проводятся в форме «вопрос- ответ».
В адаптационный период малыши, попадая в новую окружающую среду, вынуждены приспосабливаться и приживаться в ней, в связи с этим у родителей возникает много вопросов. На этом этапе очень важна тесная связь родителей с воспитателями и специалистами ДОУ, чтобы облегчить адаптацию своим детям к новым условиям.
С полной уверенностью можно утверждать, что установление доверительных отношений с первого года знакомства педагогов с родителями обеспечивает возможность тесного взаимодействия на весь период дошкольного образования. Важно помнить, что на благо воспитанников направленны все труды и старания. Не зря говорит народная мудрость: «Посеянное вовремя жемчугом взойдёт».
Необходимо постоянно улучшать и совершенствовать семейное воспитание и воспитание общественных организаций, помогающих семьям, признавая первоначальное воспитание детей совместным делом семьи и общества.