Архипова Татьяна
Формы работы с детьми с ТНР на музыкальных занятиях в детском саду
Создание доброжелательной обстановки в музыкальном зале и личность музыкального руководителя – важные моменты, которые в первую очередь важны детям. В том числе, общение с детьми вне занятий помогает наладить те отношения, которые плодотворно скажутся в образовательной деятельности.
Публикация «Формы работы с детьми с ТНР на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Приходя в зал, дети сразу попадают в располагающую атмосферу. Это и те пособия, которые они сразу видят, знакомые игры и предметы, которыми занимались на предыдущем занятии, красивый зал и т. д. Все это благоприятствует нужному настрою детей и позволяет достигать определённых результатов.
Через соприкосновения с музыкой происходит развитие многих видов деятельности детей. В зависимости от характера музыки видим разное поведение детей. Музыка стимулирует их речевую деятельность, развивает эмоциональную сферу. Для детей с ТНР это тоже очень важно, но деятельность педагога более точечно направляется на определённые моменты – особое внимание уделяется развитию чувства ритма, важны логопедические распевки с повторяющимися звуками, более углублённая работа проводится в сотрудничестве с логопедом и воспитателями групп, в том числе для закрепления лексических тем.
Какие задачи выходят на первый план:
- расширение словарного запаса через распевки, простые попевки
- активное привлечение детей к театрализованной деятельности, где особенно виден результат для каждого ребёнка
- развитие чувства ритма и внутреннего ощущения ритмической пульсации
- развитие воображения, фантазии, мышления через программную музыку
- развитие слухового внимания
- формирование речевого дыхания, дикции, артикуляции
Дети с ТНР, как правило, имеют ещё ряд особенностей. А именно:
- неконтролируемые движения
- речь или слабо развита, или совсем отсутствует
- повышенная активность детей или совершенная замкнутость
- очень неустойчивое внимание
- плохая память
На музыкальных занятиях у каждого ребёнка есть возможность вместе со всеми играть, участвовать в коротких постановках, подпевать и петь вместе со всеми. Дети в совместной игровой и музыкальной деятельности себя проявляют более активно. Таким образом, они становятся смелее, раскрепощённее, более уверенными в себе, быстрее начинают ориентироваться в новом материале.
Что я использую:
- логоритмические тематические занятия, в основном подгруппами, как вариант двигательной терапии
- на каждом занятии в большей или меньшей степени использую элементы системы К. Орфа именно с акцентом на ритмической основе
Через доверие, взаимопонимание, доброжелательную обстановку, использование игровых видов деятельности дети более активно участвуют в занятиях, проявляют себя.