Ирина Егоричева
Формы работы, повышающие эффективность уроков русского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие хорошо говорить, творчески мыслить. К сожалению, современная школа иногда еще сохраняет консервативный, нетворческий подход к процессу обучения. Довольно часто изучение материала сводится к запоминанию и воспроизведению. Однообразное, шаблонное воспроизведение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно теряют способность анализировать, обобщать, классифицировать, да и просто творить.
Публикация «Формы работы, повышающие эффективность уроков русского языка» размещена в разделах
Опыт показывает, что часто уроки русского языка относятся школьниками к числу нелюбимых. Психологи, ученые, даже писатели подтверждают это и приводят свои доказательства. Так более ста лет назад В. Г. Белинский писал: «Для учащихся грамматика русского языка есть наука трудная, тяжелая, скучная, внушающая страх и отвращение… Русская грамматика есть истинный бич для бедных детей». Л. Н. Толстой отказался от преподавания грамматики в Яснополянской школе вообще, так как считал, что она чужда и непонятна детям. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации деятельности учеников применительно к изучению русского языка является и по сей день очень актуальной.
Учебные задания, выполняемые на уроках, часто реализуют лишь обучающие цели: закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и не позволяет качественно усвоить учебный материал. Однако и в этот «сухой» предмет можно внести много нового. Появляется все больше новых технологий, а значит и приемов, форм работы, которые очень оживляют урок и способствуют реализации не только образовательных, но и развивающих целей. Ученые и учителя – практики пытаются найти и внедрить эти новые подходы к обучению, чтобы развить любознательность, мышление, воображение учащихся, поддержать интерес к урокам русского языка, предупредить утомляемость.
Не нужно забывать и о том, что мы должны выпустить из стен школы не только грамотного ученика, хорошо владеющего русской речью, но и личность социально активную, умеющую думать, выдвигать идеи и способы их разработки, аргументированно защищать свою позицию. Именно поэтому так важно правильно выбрать наиболее эффективные приемы, формы работы, которые позволят детям усвоить знания, осознанно их применять, развить в себе все лучшие личностные качества.
Итак, цель данной работы – изыскание таких методов, приёмов и форм работы, которые позволяют каждый урок русского языка сделать эффективным, научат детей мыслить, правильно общаться, задавать вопросы, спорить, прогнозировать результат, да и просто учиться.
Задачи:
• описать приёмы, повышающие эффективность урока при изучении орфографии;
• описать приёмы технологии «Развитие критического мышления»;
• описать приёмы и формы работы, повышающие эффективность урока при использовании технологии проблемного обучения;
• описать приёмы и формы работы, повышающие эффективность урока при использовании технологии опережающего обучения;
• описать приёмы и формы работы, используемые при написании проетов
Основными критериями оценки эффективности урока должен стать конечный результат. А добиваясь результативности, мы прежде всего думаем о выборе форм, методов, приемов работы с учетом конкретных задач обучения и реальных способностей школьников, уровня их подготовленности по предмету.