Папки-передвижки

Формы партнерского сотрудничества с родителями воспитанников в современном дошкольном образовательном учреждении

Ксения Подвойская
Формы партнерского сотрудничества с родителями воспитанников в современном дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

В сентябре 2013 года распахнуло свои двери бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 100». В БДОУ функционирует 18 групп, (16 групп общеразвивающего вида и 2 группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Из 500 детей, пришли как организованные дети, так и неорганизованные.

Воспитание ребенка – трудное и ответственное дело. Как известно, 80 % всей жизненной информации человек усваивает до 7-8 лет. Именно её содержание и характер определяют судьбу взрослого человека. Сегодняшние родители успешны в карьере, но мало кто из них знает, как и чему надо учить детей. Положительных результатов в воспитательно-образовательном процессе, можно достичь только при условии взаимодействия трёх субъектов: ребёнок, семья, педагог. Закон об образовании, от 29.12.2013 года, предусматривает взаимодействие образовательной организации с родителями, оказание помощи в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, необходимой коррекции нарушений их развития [1, с. 57].

Публикация «Формы партнерского сотрудничества с родителями воспитанников в современном дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Свою деятельность педагоги БДОУ начали выстраивать с поиска эффективных форм партнерского сотрудничества с родителями. В настоящее время в городе Омске открываются новые дошкольные образовательные учреждения, и мы будем рады, если наш опыт поможет педагогам в организации взаимодействия с родителями.

Коллектив поставил перед собой цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс БДОУ.

Определён ряд задач:

1. Просветительская: научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

2. Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия с ребенком в ходе воспитательно-образовательного процесса.

3. Коммуникативная: обогащение опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Несмотря на высокий процент посещаемости детей, педагоги и администрация стараются каждому родителю уделять большое внимание. Наряду с традиционными формами работы:

1) родительские собрания,

2) консультации,

3) анкетирование,

4) индивидуальные беседы,

используются современные подходы к взаимодействию с семьёй. Педагог-психолог изучает типологию семей, возрастные особенности родителей, микроклимат семьи, особенности их характера, узнавая семью воспитанника «изнутри». Такое общение помогает создать доверительное отношение и способствует более плодотворной работе в триаде ВОСПИТАТЕЛЬ – РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ.

Популярным в БДОУ стал открывшийся «Клуб современных родителей». Психолог готов принять воспитанников и родителей и вместе решить ту или иную проблему. Уже более 40 человек стали постоянными посетителями. Результатом такой работы послужила тесная связь с воспитателями группы и выступления на родительских собраниях. Важно, чтобы родители, во-первых, могли ориентироваться в возрастных особенностях детей, знали о возрастных кризисах, переходных этапах в ходе воспитания. Во-вторых, научились оказывать своим детям поддержку и помогали им справляться с трудностями, такими как: неумение постоять за себя, неуверенность, застенчивость, гиперактивность, повышенная тревожность, несамостоятельность, агрессивность [2,с. 98]. Главное определить цели, знать, зачем проводится то, или иное мероприятие, что хотим получить в результате и правильно и интересно его организовать, используя эффективные формы.

Эффективной формой работы с родителями стали родительские тренинги. Тренинг детско-родительских отношений – метод активного обучения, направленный на расширение возможностей понимания своего ребенка, улучшения рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия [3 с. 104]. Хорошо зарекомендовала себя модель чувственной коммуникации Т. Гордона, которую психолог используют в своей работе. Основные идеи: от развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи. Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных умения: активного слушания (то есть научиться слышать, что ребенок хочет сказать родителям); доступного для ребенка выражения собственных чувств (умение выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка); практического использования принципа «оба правы» в семейном общении, то есть умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника. [4 с. 67].

Помимо тренингов с воспитанниками и их родителями еще одной эффективной формой взаимодействия является «Круглый стол». Это одна из дискуссионных форм общения родителей. «Круглый стол» проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что нет, услышать об эффективных формах воспитания.

Темы проведения «Круглого стола» разнообразны:

1. Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

2. Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

3. Соблазны и пути их преодоления.

4. Кнут или пряник?

5. Друзья детей – друзья или враги?

6. Три поколения под одной крышей.

Полезно и проведение микро групповой работы с родителями. В этом случае на встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или образовательные трудности. Родители озвучивают свою проблему и понимают, что они не одиноки в этом вопросе. Плюсом является и то, что на микро групповом собрании в разговор вступают и те, которые уже успели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным, и у остальных родителей формируется убеждение о том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им «не переживать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации. Психолог совместно с педагогами и родителями разрабатывают на каждого ребёнка индивидуальный маршрут развития и коррекции.

С 2014 года выпускается газета детского сада «Планета детства». В ней размещены успехи и достижения детей. Родители активно участвуют в создании газеты: предлагают интересные темы, задают вопросы специалистам. Информация освещается в рубриках:

- "коротко о главном";

- "достижения детей";

- "моя профессия - воспитатель";

- "вкусно-ешь-ка".

Родители информированы о событиях, происходящих в БДОУ, а дети видят заметки о себе. В газете опубликованы рассказы детей о друзьях, о взрослых, с которыми они общаются, рассуждения о добре, взаимопомощи и дружбе.

Особое внимание уделяется моральным аспектам человеческих поступков и культуре человеческих отношений. Воспитатели стараются доступными способами познакомить детей с такими нравственными понятиями как доброта, сочувствие, искренность, щедрость, доброжелательность, правдивость, способность прощать и просить прощения. Педагогом-психологом проводятся «Уроки доброты». Усвоение и закрепление нравственных понятий осуществляется посредством этюдов и игр-драматизаций, чтения сказок, коллективных обсуждений. В процессе занятия дети вместе с педагогом-психологом прослушивают историю или сказку, обсуждают ее сюжет и мораль, выражают свое отношение к героям и их поступкам. Затем происходит распределение ролей, вживание в образы и собственно игра. Причем мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность «примерить» на себя разные понравившиеся ему роли, поэтому одной истории может быть посвящено несколько занятий.

Дополнительной формой работы является самостоятельная или коллективная изобразительная деятельность на заданную тему. Дети рисуют, составляют аппликации, лепят из пластилина героев известных сказок или сценки самостоятельно придуманных историй, символически выражая свойственные персонажам эмоции и моральные черты. В конце занятия проходит демонстрация и обсуждение творческих работ. Темы, обсуждаемые с детьми: «Кто я такой?», «Я и МЫ», «Похожие и разные», «Что мы чувствуем?», «О равнодушии и сочувствии», «Поссорились…», «Что такое доброта?», «Добрые и злые поступки», «Добрые слова и добрые дела», «Обида и прощение», «О непослушании», «Правда и ложь», «О взаимопомощи», «Благодарность», «Что такое внешняя и внутренняя красота?», «Жадность и щедрость», «Лень и трудолюбие», «О страхе», «Аккуратность и неряшливость».

В рамках «Круглого стола» происходит совместное обсуждение вопросов духовно-нравственного воспитания и родители пришли к выводу о том, что необходимо быть искренними, не обманывать ребенка, помочь ему принять правильное решение. Важно учить ребенка обращать внимание на душевное состояние другого человека; воспитывать привычку помогать и делиться с ближними, привлекать ребенка к труду; учить получать радость от добрых и полезных дел.

Опыт показывает, что у детей развиваются способности адекватно выражать свои чувства и воспринимать чувства окружающих. В ходе обыгрывания литературных произведений формируются навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, закрепляются положительные черты характера, такие, как уверенность в себе, честность и доброжелательность. Проводимая работа формирует способность осознавать свои стремления и нести за них ответственность, чуткость и готовность прийти на помощь.

Центр развития ребенка организует замечательную акцию «Подари книги друзьям», «В добрые руки», которая станет ежегодной. У многих есть книги, игры и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Пусть не новая игра, но теперь он играет с друзьями. А любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей. Теперь в каждой группе есть библиотека, созданная благодаря детям и родителям.

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 100 тесно сотрудничает с городским музеем «Искусство Омска». Вниманию детей и родителей представлены экспозиции:

- выставка рисунков Бориса Тржемецкого – «Я рисую детские книжки»;

- фото-выставка «Отцы и дети», приуроченная к празднованию дня Защитника Отечества;

- выставка детских творческих работ «Самая лучшая, самая добрая» к весеннему празднику.

Сотрудничество с музеем «Искусство Омска» помогает воспитывать у дошкольников эстетический вкус, умение ценить прекрасное, приобщает к изобразительному искусству, развивает эмоции ребенка, без развития которых невозможно и развитие интеллекта.

Взаимодействие педагогов и родителей – длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и мы будем искать новые пути сотрудничества. Каждый педагог делает все, чтобы родители воспитанников стали партнерами и единомышленникам. Надеемся, что опыт работы, представленный педагогическим коллективом БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 100» по организации работы с родителями, будет использоваться в дошкольных учреждениях.

Список литературы:

1. Федеральный закон № 273- ФЗ «Об образовании в российской Федерации», от 29.12.2013

2. Чибисова М. Ю., Пилипко Н. В. Психолог на родительском собрании, М. : Генезис 2009г.

3. Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепция и технологии. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

4. Марковская И. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб. : Речь, 2000.

Публикации по теме:

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении Совершенствование рынка образовательных услуг побуждает уделять особое внимание содержанию образования, а так же технологиям обучения. В.

Активные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении. Активные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении. Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении Описание: Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов. Своим выступлением планирую.

Игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении «Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» А. Н. Леоньтьев. «Игра – пространство «внутренней.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ Содержание Сроки Ответственные Педагогические советы. 1. Установочный. а) Об итогах летне-оздоровительной работы.

Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные,.

Система методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса,.

Статья «Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» Ранний возраст является наиболее важным периодом формирования фундамента общего умственного воспитания ребенка. Основу умственного воспитания.

Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС Зоя Гавриленко Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы партнерского сотрудничества с родителями воспитанников в современном дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 30 марта 2017 в 08:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы партнерского сотрудничества с родителями воспитанников в современном дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Подвойская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД