Наталья Юферова
Активные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении.
▼ Скачать + Заказать документы
Активные формы взаимодействия с родителями
в дошкольном образовательном учреждении.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва)
Семья – это социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловное безоценочное принятие. Семья для ребёнка является источником общественного опыта и примером для подражания. В семье происходит социальное рождение ребёнка. В этом заключается значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Публикация «Активные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении,» размещена в разделах
«Семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребёнок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.»,- так считают современные специалисты и учёные в области семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др.).
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение практически во всех нормативно-правовых документов, регламентирующих нашу деятельность. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Цель нашего детского сада – это создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установление доверительных и партнёрских отношений и вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых вера в ребёнка, его возможности, станут основными формами взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность реализуется через разнообразные традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Коллективная форма работы помогает организованно знакомить родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
В нашем детском саду мы используем такие формы работы с родителями, как: родительские собрания, консультирование, анкетирование, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, совместные экскурсии, праздники, дни открытых дверей, оформление информационных стендов, буклетов, памяток, выпуск ежемесячной - газеты «Дюймовочка». Очень хороший результат дали такие формы как дни общения, дни добрых дел, в которых участвуют не только взрослые, но и дети.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Целью таких педагогической бесед является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность — активное участие и воспитателя и родителей.
Наглядно-информационные формы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В детском саду особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах, праздниках в качестве сказочных персонажей. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей.
К нетрадиционным формам относятся презентация группы «Наша группа солнышко», устный журнал, семинары – практикумы («Весёлая пасха», «Уроки красивой речи», тренинги, конференции родителей, выпуск тематических журналов, выпуск ежемесячной газеты «Один день в детском саду», «Растём, играя», тематические встречи «В гостиной группы», занятия с участием родителей «В гостях у Лесовичка», «У бабушки Миланья», где родители были активными участниками непосредственной образовательной деятельности детей, участие родителей в творческих конкурсах.
Также эффективны такие формы, как: «Родительские ринги», «Интеллектуальные игры», «Банки идей», которые помогают родителям быть компетентными в воспитательно – образовательном процессе группы детского сада. Совместное сотворчество родителей и воспитателя в организации предметно-развивающей среды группы, в разработке портфолио группы и каждого ребёнка.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обеспечивает создание единого информационного пространства образовательного учреждения, целостной системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательных отношений : администрация, педагоги, дети и их родители.
Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников. «Телефон Доверия» помогает поддерживать неформальное общение с родителями (телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, почта Доверия, электронный адрес помощи, также является хорошим помощником, особенно для родителей часто болеющих детей. Здесь родители могут узнать, в чём нужна помощь ребёнку и как её оказать, какие игры и упражнения использовать.
В настоящее время при нехватке времени или сложностях с рабочим временем (посменная работа) педагогу сложно встретиться с родителями лично, но поддерживать контакт помогают некоторые формы письменного общения.
Письменные формы общения : брошюры, бюллетень, еженедельные записки, личные блокноты, доска объявлений, ящик для предложений. Но нельзя забывать о том, что письменные формы общения с родителями могут быть полезными при одном условии, что они не заменяют личных контактов воспитателя и родителей.
Таким образом, считаю, что применение на практике разнообразных активных форм взаимодействия педагогов с родителями содержит в себе положительный эмоциональный настрой на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребёнком. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие, это учёт индивидуальности ребёнка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведёт к повышению эффективности образовательной деятельности.
Главное то, что взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников мы рассматриваем как деятельность, позволяющую выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей. Только такое взаимодействие позитивно отразится на физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка.