Анжела Жданова
Система методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Руководителем этого направления является старший воспитатель, который призван целенаправленно и эффективно управлять методической работой.
Немного углубившись в историю, мы вспомним, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов XX в. Изначально это была должность "педагог" для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность "воспитатель-методист", позднее – должность "старший воспитатель". Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись высокие требования. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.
Публикация «Система методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умения наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.
Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.
При организации своей деятельности я стараюсь, прежде всего, создать условия для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения творческих поисков, объединить усилия педагогов для достижения общей цели, создать в коллективе творческую атмосферу, способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих принципов:
1. Создавать в коллективе психологический климат доверия, сотрудничества и поддержки, дающий возможность педагогам действовать наилучшим образом в интересах ребёнка, семьи.
2. Совместно использовать ресурсы и информацию в целях повышения педагогической культуры поведения и бережного отношения к труду друг друга у всех сотрудников дошкольного учреждения.
3. Не проводить политику дискриминации сотрудников, разделения их по национальной, культурной, половой, религиозной, возрастной принадлежности.
4. Формировать и поддерживать корректный, дружеский стиль взаимоотношений с коллегами.
5. Поддерживать коллег во всех профессиональных начинаниях. Стремиться к профессиональному росту, поощрению новых, оригинальных разработок коллегами.
6. Предоставлять возможность педагогу реализовывать творческий потенциал на всех этапах педагогической практики.
7. Обеспечивать условия для наиболее эффективной, компетентной работы воспитателей, своевременно поощрять успехи и достижения, анализируя и исправляя недоработки.
8. Анализировать вероятность конфликта, снижать риск его возникновения.
Основной целью методической работы в ДОУ, считаю, является повышение профессиональной компетентности педагогов для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Деятельность, направленная на повышение качества образования:
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
• Работа в методических объединениях, творческих группах;
• Исследовательская, экспериментальная деятельность;
• Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
• Различные формы педагогической поддержки;
• Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и конференциях;
• Обобщение собственного педагогического опыта;
• Использование информационно-компьютерных технологий.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Для успешного решения цели методической работы в своей работе стараюсь применять разнообразные методы и приемы активизации педагогов:
· проблемные консультации (выдвигается проблема, и педагоги посредством доказательства формулируют выводы);
· семинары, творческие занятия;
· деловая игра (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения);
· групповая дискуссия (решение наиболее важных вопросов воспитательно-образовательной работы).
Веду активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам, и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.
Для каждого педагога стараюсь подобрать формы методической работы, соответствующие их профессионально-личностным качествам и способностям:
- индивидуальное шефство;
- наставничество;
- консультации специалистов;
- самообразование;
- обучение в учебных заведениях;
- аттестация;
- выступления перед аудиторией;
- обобщение опыта работы;
- проблемные консультации;
- творческие группы;
- «Школа молодого педагога»;
- организационно-деятельностные, ролевые игры;
- психолого-педагогический практикум;
- взаимопосещения занятий;
- методические посиделки;
- творческие мастерские;
- методические объединения;
- педагогические советы;
- психолого-педагогические семинары;
- педагогические часы;
- смотры-конкурсы;
- «Круглый стол».
Мною были проведены следующие мероприятия для педагогов:
- Работа творческих и проблемных групп по темам: «Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса в детском саду. Модель организации педагогического процесса в ДОУ», «Мониторинг развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО», «Поддержка детской инициативы и индивидуализация работы с детьми в рамках введения ФГОС ДО», «Организация группового сбора в ДОУ», «Целевые ориентиры по ФГОС ДО», «Разработка ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО», «разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ» и др.
- Педагогические советы по темам: «Использование технологии Группового сбора и проектного метода для формирования начал информационной компетентности у детей дошкольного возраста»; «Повышение компетентности педагогов при изучении и использовании современных педагогических технологий»; «Интегрированный воспитательно- образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста»; «Учим дошкольников думать»; Проблемы развитие речи и речевой активности у дошкольников; «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО», «Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей» и др.
- Консультации (практикумы, проблемные, индивидуальные): «Современный детский сад», «Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду», «Теоретические подходы к понятию и организации индивидуального подхода к детям дошкольного возраста», «Разработка технологических карт», «Образовательные области и виды детской деятельности. Интеграция образовательных областей», «Наполнение предметно-развивающей среды в соответствии с образовательными областями и Центрами развития детей», «Планирование и организация образовательной деятельности с детьми с учетом ФГОС ДО», «Культура речи педагога» и др. в соответствии с Годовым планом ДОУ и по запросу педагогов.
- Семинары (практикумы, проблемные, мастер-классы, «Круглый стол». дискуссия и др.): «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ», «Работа с детьми с ОВЗ», «Технологии сотрудничества» и др.
- Методические объединения: «Интегрированный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению»; «Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС ДО»;
- «Дни открытых дверей» в рамках районной Недели дошкольного образования.
Так же проводилось анкетирование педагогов по различным темам, тематическое обсуждение публикаций в периодической литературе, взаимопосещения с целью обмена опытом и др.
В соответствии с должностными обязанностями, осуществляю работу по обеспечению программно-методического сопровождения образовательного процесса:
- осуществляю планирование годового плана образовательного учреждения на учебный год;
- перспективных планов по образовательным областям, предусмотренных Основной образовательной программой ДОУ;
- перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя;
- планирование работы с молодыми педагогами ДОУ;
- планирование работы со школой;
- планирование работы с социумом;
- планирование и координирование работы по организации аттестации педагогических работников ДОУ;
- планирование и координирование работы психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ;
- планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в ДОУ на учебный год;
- планирование антитеррористических мероприятий в ДОУ на учебный год;
- планирование работы «Центра экологического образования» на учебный год;
- осуществляю работу по разработке модели дня и плана образовательной деятельности в ДОУ на учебный год;
- координирую работу педагогов по разработке программ дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Осуществляю контроль за работой педагогов:
- систематически проверяю планы учебно-воспитательной работы;
- посещаю совместную образовательную деятельность в группах;
- координирую выполнение годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.
Считаю, что функция старшего воспитателя не контролирующая, а направляющая. Основная деятельность старшего воспитателя – это оперативная, индивидуализированная помощь каждому педагогу и особенно молодому специалисту в: решении актуальных проблем, реализации потребностей, возникающих в образовательном процессе; адаптации к новым условиях образовательного процесса; планировании и организации профессионального развития и совершенствования.
Методический кабинет в детском саду - это центр сбора педагогической информации. Для педагогов это «Копилка педагогической информации».
Методическое оснащение образовательного процесса ДОУ включает:
- организацию пространства методического кабинета;
- пополнение методического кабинета пособиями, методической литературой, демонстрационным материалом;
- оформление стендов, выставок.
- участие в организации предметно-развивающей среды в группах, холлах ДОУ.
Работа, проводимая мною в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.
Деятельность, направленная на проектирование и реализацию
воспитательных программ
1. Участвую в проектировании и реализации педагогических инициатив, которые связаны с эффективностью работы образовательного учреждения, а так же с развитием и образованием воспитанников:
- вхожу в состав творческой группы по внесению изменений и дополнений в «Основную образовательную программу МБДОУ «Детский сад «Ягодка»;
- в состав муниципальной рабочей группы по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в системе дошкольного образования Александровского района;
- Секретарь педагогического совета МБДОУ «Детский сад «Ягодка»;
- ответственный за ведение, размещение информации на официальном сайте МБДОУ «Детский сад «Ягодка»;
- ответственный за обеспечение профилактики дорожно-транспортного травматизма в МБДОУ «Детский сад «Ягодка»;
- председатель Психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ «Детский сад «Ягодка»;
- заместитель председателя аттестационной комиссии МБДОУ «Детский сад «Улыбка» ;
- Координатор по проведению аттестационных мероприятий педагогических работников в МБДОУ «Детский сад «Ягодка»;
- председатель аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников с целью соответствия занимаемой должности;
- ответственный за организацию работы с детьми-инвалидами;
- ответственный за сбор, обработку, учет и передачу сведений в орган опеки о детях, нуждающихся в государственной защите;
- в жюри смотра-конкурса «Лучшее оформление групп к Новому году»;
- в составе оргкомитета: районной экологической выставки-конкурса рисунка, фотографии и плаката «Моя малая Родина; районного фестиваля «Обская жемчужина-2017» и др. ;
- имею личную страницу для осуществления сетевого взаимодействия с участниками образовательного процесса http://www.maam.ru/users/zhdanowa;
- член профсоюзной организации МБДОУ «Детский сад «Ягодка».
2. Участвую в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнёрами образовательной организации.
В ДОУ разработаны и утверждены:
- План работы со школой;
- План работы с социумом;
- План работы «Центра экологического образования» МБДОУ «Детский сад «Ягодка» на 2016-2017 уч. г.»;
- План мероприятий по экологическому воспитанию обучающихся и воспитанников в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений с. Александровское на 2017 г. (РОО).
- ДОУ является «Центр экологического образования» на 2016-2020 г. г.
3. Принимаю участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.
Для этого использую возможности образовательной организации для совместной деятельности с родительской общественностью. В ДОУ разработан План работы с родителями воспитанников на учебный год. На родительских собраниях происходит информирование родителей о содержании работы с детьми по разделам программы. Мною были проведены родительские собрания по темам: «Родителям о законе «Об образовании в РФ», «ФГОС ДО. Что, где, когда?», «Готовимся к школе. Целевые ориентиры по ФГОС ДО», «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Маленький ребёнок – большие права» и другие.
Систематически в ДОУ оформляются папки – передвижки, стенды для родителей с консультациями на темы воспитания и образования детей, проводятся Дни открытых дверей. Ведется работа по привлечению родителей к совместной партнерской деятельности: организация воспитательно-образовательного процесса, участие в проектной деятельности, создание развивающей предметно-пространственной среда ДОУ. Размещается информация на сайте ДОУ.
Деятельность, направленная на систематическое повышение своего профессионального уровня.
В настоящее время к ДОУ предъявляются определённые требования: выполнение государственного заказа – задания, совершенствования качества образовательных услуг, взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.
Совершенствование качества воспитания в дошкольном образовании напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного специалиста, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Все выше сказанное вызвала необходимость разработки программы профессионального развития «Методическое сопровождение педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» на 2014-2016 г. г.
Цель программы:
Создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС ДО, разработка ООП и ее внедрение.
Назначение программы:
Определение стратегического и тактического планов действий по реализации ФГОС ДО всеми участниками образовательного процесса.
В декабре 2015 года работа по реализации программы профессионального развития была завершена. Главным продуктом данной программы является Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское», которая спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Но так как тема программы профессионального развития остается быть актуальной мною на 2016-2019 г. г. разработан индивидуальный план профессионального развития по теме: «Методическое сопровождение педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», в котором определены темы самообразования по годам:
2016-2017 уч. г. – «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями» (разработка программы)
2017-2018 уч. г. – «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями» (апробация программы)
2018-2019 уч. г. - «Современные подходы к организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ»
Цель профессионального развития: формирование профессиональных компетенций, необходимых для личностного и профессионального саморазвития и достижения высокого качества работы в сфере дошкольного образования.
Также, с целью повышения своей профессиональной компетентности, ежегодно прохожу курсу повышения квалификации. Систематически транслирую опыт практических результатов своей профессиональной деятельности. Участвую в профессиональных конкурсах.
«Научно-методическая деятельность»
Развитие образовательного учреждения не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, в котором проявляется профессиональный уровень педагогического коллектива. «…качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций», - так утверждают ведущие представители современной науки Ю. П. Азаров, А. В. Петровский.
Одной из задач ФГОС является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Воспитатели, которые реализуют ФГОС, должны владеть достаточно большим объемом психологических знаний и обладать теми компетенциями, которые заложены в данном стандарте. Так же как и сам стандарт, воспитатель должен быть детоцентророван, т. е. сосредоточен на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия и т. п. При этом, организуя взаимодействие с детьми, взрослый играет роль посредника и намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Он предоставляет инициативу, самостоятельность развития ребенка, которые находятся в зоне его возможностей, поддерживает и поощряет активность, любознательность, инициативность ребенка.
Работа в ДОУ по введению инновационных образовательных технологий активно ведется с 2014-2015 учебного года. Для педагогов проведены следующие мероприятия:
- Семинары «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ», «Работа с детьми с ОВЗ», «Технологии сотрудничества» и др.
- «Мастер-класс «Технология группового сбора»;
- Педагогический совет ««Инновационные образовательные технологии в ДОУ»;
- Методическое объединение «Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС ДО»;
- участие в региональном «Педагогическом калейдоскопе» по теме «Инновационные педагогические технологии в работе педагога и их эффективность», где мной был представлен опыт по внедрения технологий «План – дело – анализ», «Открытые двери».
Под моим руководством разработана Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское».
Активно ведется работа с детьми с ОВЗ. На каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный маршрут развития, где прописаны проблемы ребенка и пути решения проблем в соответствии с рекомендациями ТПМПК.
Одним из ключевых принципов дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является принцип сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей. Однако зачастую педагоги, испытывая значительные трудности в организации взаимодействия с родителями, нуждаются в повышении своей компетентности во взаимодействии с семьями воспитанников. Для решения обозначенной темы мной была разработана Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями.
Цель программы: развитие профессиональной компетенции педагогов в общении с родителями воспитанников.
Эффективность моей работы также зависит от профессионально-личностного роста, от повышения моей педагогической компетентности. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Смыслы и ценности моей работы заключаются в том, чтобы своим примером «заразить» педагогов - коллег к самообразованию, самосовершенствованию, повышению профессиональной компетентности.