Зоя Ивановна Гавриленко
Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Зоя Гавриленко
Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении
в условиях ФГОС
Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений и культуры общения представителей разных народов в полиэтнической, среде не новая, но она не потеряет своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют народы и нации. У всех народов есть определенным образом сложившиеся факторы и условия, которые формируют самобытность и уникальность этикетной культуры, которые представляют смысловую основу функционирования этноэтикета того или иного народа.
Публикация «Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Современная общественная ситуация требует осмысления этой проблемы, так как отсутствие основ этнокультурного воспитания неизменно приводит к обострению межличностных конфликтов
Воспитание в традициях этноэтикета имеет большую актуальность, ведь она поможет всесторонне изучить и использовать методы, средства народной педагогики и опыт народного воспитания, мало отражено по ФГОС ДО, реализация возможна в рамках регионального компонента. Это связано с тем, что отсутствует научно обоснованное дополнение к типовой программе приобщения детей дошкольного возраста на традициях этноэтикета.
Цель работы – изучить и раскрыть особенности воспитания детей в ДОУ на традициях этноэтикета в условиях ФГОС ДО.
Задачи по пяти образовательным областям :
Образовательная область «Социально – коммуникативная развитие» :
- развитие на усвоение норм моральных и нравственных ценностей.
Образовательная область «Познавательная развитие» :
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Речевое развитие» :
- знакомство с различными жанрами детской литературы.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» :
- формирование элементарных представлений о видах искусства:
восприятие музыки, фольклора.
Образовательная область «Физическое развитие» :
- овладение подвижными играми разных наций с правилами.
Этноэтикет – нравственный эталон внутрисемейных, межпоколенных, межродственных отношений; средство сближения между народами. Простые, но важные нормы, без соблюдения которых не может существовать народ как этнос, без которых невозможен контакт и взаимодействия между представителями разных культур, составляют основу общечеловеческой морали в культуре поведения. Ориентация на традиционный народный этикет обеспечивает единство в системе нравственных отношений к миру, обществу, к людям, самим себе, обеспечивает социализацию и развитие личности, воспитание у нее культуры поведения, основанной на такте, вежливости, доброжелательности, внимательности и чувстве собственного достоинства.
ФГОС ДО одной из основных задач определяет «обеспечение равных возможностей для развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, социального статуса, психофизиологических и других особенностей»
Подготовка воспитателя к данной работе должна быть следующей.
1. Пополнять библиотеку детского сада о родном крае.
2. Вместе с родителями оборудовать в детском саду этнографический музей (предметы русского и якутского народного быта, фотографии, слайды, значки, открытки).
3. Сшить для куклы русский и якутский костюмы.
4. Собрать и систематизировать русские и якутские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны характера - доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.
5. Посетить районную детскую библиотеку и среднюю школу поселка, обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы по данной теме.
Для формирования этикетного поведения детей могут быть использованы различные организационные формы: занятия, игры, беседы, т. е. в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованиям, чувствовал и понимал, что хорошо и что плохо.
Прибаутки и считалки не могут быть отделены от первоначально связанных с ними движений. Но вместе с тем они могут побудить придумывать к ним новые движения. Что касается считалок, то, произнося их, педагог прикасается на каждый удар пульсации (на каждую четверть) к одному из детей, формируя у ребенка ощущение сильной доли такта.
В целях формирования этикетных форм поведения на традициях этноэтикета можно широко использовать народные игры и различные игровые ситуации для формирования у детей этикетных правил в общении друг с другом. Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию этикетных навыков являются и народные игры со словом, использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т. д., совершенствует качество их выполнения.
Включение фольклорного материала в праздники, развлечения помогает развивать самостоятельную деятельность детей в употреблении форм поведения на традициях этноэтикета.
В народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Чтобы научить ребенка искусству жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, друг с другом, ему необходимо дать возможность почувствовать атмосферу весенних, летних, осенне-зимних народных праздников, понять, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами народ стремился помочь весеннему пробуждению солнца, появлению цветов, растений, прилету птиц.
Педагог дошкольного учреждения имеет возможность познакомить детей с важнейшими датами народного календаря. Народное понимание года как круга жизни отражено в былинах, сказках, пословицах, загадках. Знакомство с датами народного календаря дополняется, по возможности, различными сведениями из русской и якутской истории, фольклорным материалом.
В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и др.? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т. п. По этому признаку они и называются народными.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. В детских играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными, свежими для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Необходимо помнить, что возраст дошкольного детства - период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Поэтому эффективность проводимой в детском саду работы, зависит от отношения к ней в семье ребенка. Умение наладить тесный контакт с семьей дошкольника, оказать помощь родителям в правильной организации воспитания детей - важное требование, предъявляемое к педагогу-профессионалу. Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:
- создание и развитие семейных традиций;
- создание круга семейных знакомств по принципу дружбы с семьей и дружбы по интересам;
- постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям;
- владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики;
- постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т. д.
Идеи, опыт народной педагогики может стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями. Именно воспитатель детского сада должен помогать родителям в овладении народной мудростью, корректировать совместную жизнедеятельность семьи, детского сада и ребенка
Заключение
Этическая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение - воспитание и формирование нравственности. Интерес к народной педагогике не является случайным, так как она - часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали.
В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания: пословицы - для социально-этического; загадки - для умственного; песни - для эстетического, патриотического; сказки - для того и другого.
Большие возможности погружения ребенка в мир народного искусства, обучения языку народной, а в дальнейшем - классической и современной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений в направлении формирования этноэтикета в ДОУ в условиях ФГОС. Педагогическая деятельность, предполагающая активное использование средств народной педагогики в учебно-образовательном процессе, может влиять на развитие у дошкольников этикетных форм поведения.
Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали, педагог читает детям рассказы русских и якутских писателей, где говорится о народной музыке, использует в беседах иллюстрации художников к русским и якутским народным сказкам, творения народных мастеров, знакомит детей с народными музыкальными инструментами, их звучанием и историей происхождения. Большую помощь могут оказать аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей.