Ирина Фильчакова
Развитие одаренных детей посредством художественно-эстетической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день общество нуждается в высокоинтеллектуальной творческой личности, способной внести свой вклад в духовное и социально-экономическое развитие своей страны. Поэтому феномен одаренности стал все более привлекать внимание ученых и педагогов.
Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся необычайными способностями, отличительными чертами таланта в различных видах деятельности.
Публикация «Развитие одаренных детей посредством художественно-эстетической деятельности» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В дошкольном возрасте детям свойственна любознательность, интерес ко всему. У дошкольников уже в этот период можно выявить удивительные способности к какому-либо виду деятельности, присмотреться к характерным чертам талантливости. Одаренные дети могут часами заниматься интересующей их деятельностью, стремительно развиваясь в этом направлении. Для того, чтобы детская одаренность развивалась более успешно, необходимо:
- предоставить дошкольнику возможность самостоятельно проявить себя в своей деятельности;
- поощрять и развивать его индивидуальные способности;
- осуществлять систематическую работу для всестороннего развития ребенка.
Наиболее распространенным видом детской одаренности можно считать художественно-творческую деятельность, направленную на формирование и развитие творческих способностей дошкольника и раскрытие его индивидуальных возможностей. В данном виде деятельности у ребенка самостоятельно возникает желание и потребность творить своими руками то, что ему нравится. Здесь дошкольник проявляет удивительную фантазию, старательность, усидчивость, кропотливость. Миссия взрослых состоит в том, чтобы развить эти способности далее, раскрыть талант ребенка, дать возможность проявить себя как творческую личность.
В организации работы по художественно-творческой деятельности воспитателю необходимо создать положительный настрой на предстоящую работу, учитывать индивидуальные способности ребенка, побуждать его к созданию своего уникального продукта. Творчески одаренный ребенок очень эмоционально реагирует на красоту действительности, ощущает гармонию цветовых сочетаний и пластику форм в природе и произведениях искусства, искренне передает свои впечатления.
Творческая одарённость - особый вид одарённости, который предполагает воплощать замысел ребенка в своей работе, создать что- то свое неповторимое, уникальное в том или ином виде деятельности. Выделяют следующие составляющие художественной одарённости :
- особое эстетическое отношение к миру;
- направленность на создание художественного образа;
- художественное воображение.
Процесс художественно – творческой одарённости детей приобретает целенаправленное и эффективное действие при реализации следующих педагогических средств:
- наличие развивающей творческой среды в детском саду, позволяющей познакомить ребенка с различными художественными приемами, материалами, способами изготовления продуктов творчества;
- обеспечение взаимодействия ребенка и взрослых в процессе совместной творческой деятельности.
В процессе формирования творческого потенциала во время художественной деятельности дошкольники имеют возможность получить необходимые знания о свойствах разнообразных природных и искусственных материалов, различных видах инструментов и их применении на практике.
В продуктивной изобразительной деятельности широко используются разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальчиковая живопись, рисование по мокрому листу, рисование воском, песком, набрызг, кляксография, оттиски, штампование и др.
Нетрадиционные методы рисования позволяют развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Такая деятельность вызывает восторг у детей, так как это свободный творческий процесс и здесь ребенок самостоятельно создает свои композиции. В конечном итоге в глазах дошкольников отражается чувство глубокого удовлетворения от выполненной работы. Поэтому, чтобы интерес к творчеству не угас, следует постоянно поддерживать благоприятный эмоциональный фон. Необходимо поддерживать в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что его творение приносит окружающим радость.
Развитие творческих способностей у дошкольников должно осуществляться не только в рамках детского сада, но и в семейном окружении. Семья и детский сад – вот основные источники, которые в сочетании друг с другом создают оптимальные условия для воспитания будущих талантливых личностей. Таким образом, полноценное воспитание и развитие творчества детей способно реализоваться с помощью согласованной организации работы детского сада и семьи.
Список использованной литературы
1. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. – Москва, 1998. – 215 с.