Анастасия Лопатина
Формы организации детской деятельности, способствующие формированию гуманности, коллективизма, трудолюбия
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации детской деятельности, способствующие формированию гуманности, коллективизма, трудолюбия.
Быстротечность событий, насыщенность информацией, постоянные перемены – вот что окружает современных детей в эпоху полную противоречий. Телевизионные передачи, компьютерные игры, игры на планшетах заменяют подрастающему поколению живое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Это отрицательно сказывается на становлении гармонично развитой личности, так как возрастает импульсивность в поведении, возникают трудности в контроле над своими эмоциями и переживаниями, следовательно, и усложняется понимание эмоций других людей.
Публикация «Формы организации детской деятельности, способствующие формированию гуманности, коллективизма, трудолюбия» размещена в разделах
Гуманное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Цель гуманного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
- гуманности;- патриотизма;- гражданственности- трудолюбия- коллективизма.
В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.
Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.
Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.
Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.
В воспитании гуманности взрослые, прежде всего, воздействуют на чувства ребенка, поскольку его поведение в значительной степени определяется чувствами. Чувства, будучи основной мотивационной системой ребенка, выражают его отношение к миру и самому себе. И, что особенно важно для развития гуманных чувств, у ребенка постепенно развивается способность понимать чувства другого человека, сопереживать им, ставить себя на место другого.
С раннего возраста у ребенка надо стимулировать выражение чувств в слове, действии. Так, сначала ребенка учат «пожалеть» кого-то (подойти, погладить, чем-то помочь, проявить доброжелательность (поздороваться, поделиться игрушками, принять в игру).
Таким образом, формируются привычки гуманного отношения, причем это начинается в раннем, младшем дошкольном возрасте, когда еще нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниями взрослых.
В старшем дошкольном возрасте происходит осознание и самостоятельное использование гуманистических норм и правил поведения; свободный и конструктивный анализ ситуаций взаимодействия с окружающими людьми, устойчивость гуманного поведения, адекватная нравственная самооценка.
Процесс воспитания гуманности эффективен, если он выстраивается на игровых формах взаимодействия взрослого с детьми. В игровых обучающих ситуациях ребенок учится наблюдать окружающий мир, устанавливать элементарные связи и зависимости, испытывает радость от общения с объектами природы. Большие потенциальные возможности в воспитании гуманности дошкольников имеют сюжетно - ролевые игры. В них отчетливо выражены игровые действия и правила.
Одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения является трудовое воспитание.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.
Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд, при которой дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.
Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания : он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.
Одной из форм организации трудовой деятельности является волонтерство.
На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде.
Если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности, принять хотя бы небольшое участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе труда они лучше познают суть тех или иных явлений.
Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда.
Особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста:
Ранний возраст: эталоном поведения для ребенка является взрослый, стремление подражать взрослому, стремление быть принятым. На данном этапе формируется первоначальный опыт гуманного поведения на основе требований взрослого;
Младший возраст: проявляется в интересе к сверстнику как:
- к потенциальному партнеру по совместной игровой деятельности;
- в развитии способности к первоначальному восприятию переживаний и чувств другого, выраженных в ярких эмоциональных и поведенческих проявлениях;
- в стремлении следовать простым и конкретным правилам поведения в отношении сверстника, в попытках самостоятельного моделирования в условных и реальных жизненных ситуациях способов гуманного поведения;
- в обобщенных оценках поступках других и своих собственных (хорошо и плохо).
На данном этапе необходимо у ребенка развивать способности к первоначальному восприятию переживаний и чувств другого.
Средний возраст: постепенное осознание нравственных ценностей и их значения для других и самого себя, постепенное обобщение личного опыта нравственного поведения; развитие способности к прогнозированию развития социальной ситуации взаимодействия и ее последствий для окружающих и самого себя, в попытках осознанного выбора разных стратегий поведения в зависимости от ситуации взаимодействия с сверстником и взрослым, стремлении следовать требованиям и оценкам взрослого.
Старший возраст: осознание и самостоятельное использование гуманистических норм и правил поведения; свободный и конструктивный анализ ситуаций взаимодействия с окружающими людьми, устойчивость гуманного поведения, адекватная нравственная самооценка.