Сергей Найденов
Формы организации активного отдыха
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурный досуг
Физкультурный досуг — одна из наиболее эффектных форм активного отдыха.
Задачи воспитателя при проведении досуга:
Младший дошкольный возраст. Необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.
Средний дошкольный возраст. Необходимо приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
Публикация «Формы организации активного отдыха» размещена в разделах
Старший дошкольный возраст. Необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального обращения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Варианты физкультурных досугов
Первый строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах) :
• игры малой и средней подвижности (2–3 раза);
• аттракционы, двигательные задания в игровой форме;
• игра соревновательного характера или игра большой подвижности;
• игра малой подвижности.
Второй строится на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях (проводится со II полугодия в средней группе); в основу организации должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного под хода:
• до начала и после выполнения проводятся подвижные игры;
• одна подгруппа детей выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений. Вторая — развитие скорости, быстроты реакции.
Третий «Веселые старты» строится в основном на играх эстафетах (Проводится в старшей и подготовительной группах) :
• игра-эстафета (не должна быть более трех этапов);
• аттракционы, не несущие большой нагрузки;
• конкурс считалок, загадок, пословиц;
• эстафета.
Четвертый строится на элементах одной их спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков (проводится в старшей и подготовительной группах) :
• деление группы на две равные по силам команды;
• перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг друга;
• обмен вымпелами, выбор площадки или корзины;
• выполнение движений начинается по свистку судьи. В каждом виде движения подсчитываются очки и вывешиваются на табло;
• подведение итогов.
Пятый музыкально-спортивный (проводится в старшей и подготовительной группах) :
• дети под музыку выполняют произвольные упражнения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами, мячами);
• воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить целую музыкальную композицию;
• проведение подвижной игры;
• предлагается прослушать мелодичную музыку;
• после прослушивания воспитатель предлагает придумать композицию, состоящую из разных произвольных движений;
• дети двигаются под музыку.
Методические требования при проведении физкультурного досуга:
• проводится во всех возрастных группах, начиная со второй млад шей группы;
• организуется 1–2 раза в месяц во второй половине дня;
• предназначается для одной–двух групп дошкольного учреждения;
• проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе;
• длительность: младшая и средняя группа — 20–30 мин; старшая группа — 35–40 мин; 69 подготовительная группа — 40–50 мин;
• в младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание досугов может быть введен сказочный персонаж или можно использовать заниматель ный сюжет;
• физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, ин тересным спортивным событиям, общественным праздникам;
• используется музыкальное сопровождение;
• физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками.
Физкультурные праздники
Назначение: способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Длительность: 1 ч — 1 ч 20 мин, проводится, начиная со средней группы, 2–3 раза в год. Место проведения: на участке дошкольного учреждения, в ближайшем парке, лесу, на поляне, на стадионе. Подготовка праздника: ее осуществляет педагогический коллектив до школьного учреждения, родители. Активными участника подготовки к празднику должны быть дети старших групп. Необходимо для праздника:
• определить задачи праздника, дату, время, место его проведения;
• составить сценарий, подготовить красочное оформление площадки (зала);
• продумать музыкальное сопровождение;
• подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
• подготовить сюрпризы;
• выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;
• определить количество участников каждой возрастной группы до школьного учреждения;
• обозначить порядок проведения итогов конкурсов и соревнований, по ощрение участников праздника. Содержание праздника: включаются подвижные и спортивные игры, народные игры, игры с пением, эстафеты, танцы, аттракционы, общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами акробатики, музыкально-ритмические движения. Используются игровые приемы, игровые упражнения, загадки.
Методические требования к организации праздника :
• сценарий должен соответствовать девизу праздника (основной идее); • программа должна соответствовать возрасту детей;
• литературное содержание должно быть методически ценным;
• необходимо музыкальное сопровождение;
• содержание праздника должно быть доступно, оригинально, интересно, способствовать активизации детей;
• оформление праздника должно быть красочным;
• обязательное участие родителей — показатель эффективной работы дошкольного учреждения.
Самостоятельная двигательная деятельность
Значение. Способствует укреплению здоровья, укреплению физического развития, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей.
Методические требования к организации самостоятельной двигательной деятельностьи:
• организация физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий, безопасность;
• время для самостоятельной двигательной деятельности детей должно быть закреплено в режиме дня (в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время);
• воспитатель должен владеть специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.