Кирсанова Светлана
Формы методической работы на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования к качеству дошкольного образования ведут к необходимости обновления методической работы в ДОУ.
Методическая работа в детском саду на современном этапе – это целостная система работы по повышению квалификации и педагогического мастерства каждого педагога, по развитию творческого потенциала всего педколлектива, основанная на достижениях науки и лучшего педагогического опыта, на анализе воспитательно-образовательной работы конкретного дошкольного учреждения.
Публикация «Формы методической работы на современном этапе» размещена в разделах
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса детский сад учитывает, прежде всего, тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, возможности и интересы детей и профессиональные возможностей педагогов.
В процессе методической работы в детском саду используются как традиционные, так и новые формы работы.
• Работа творческой группы : работает над решением методической проблемы, знакомит педагогов с новыми программами, педтехнологиями, организует выставки, смотры-конкурсы, вносит инициативные предложения по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, по взаимодействию работы с родителями. (Например, смотр-конкурс «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе», «Лучшее оформление выставки детских работ по изодеятельности», разработка комплексно-тематического планирования и др.)
• Мастер-класс с последующим самоанализом и анализом, когда педагог проводит не только открытый показ, но и раскрывает идею, задачи, методы и приемы, значение данного мероприятия. Например, по теме «Логоритмика» (учитель-логопед). Эта форма работы позволяет выявить лучший педагогический опыт, выдвинуть педагога на метод. объединение, на участие в конференциях, конкурсах.
• Педагогические чтения: 2 варианта проведения.
Первый, когда обсуждается статья, вызывающая особый интерес, актуальная для коллектива на данный момент. Например, статья «Воспитание сердца» из журнала «Д/В» при подготовке к педсовету по социально-нравственному воспитанию детей.
Второй, когда педагоги по очереди готовят обзор подписных изданий ( журналов: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Ребенок в детском саду» и др.)
• Творческие отчеты по самообразованию, когда у каждого педагога намечен план работы, определены сроки и форма отчета (мастер-класс, выставка пособий, развлечение и т. д.) Например, театрализованное представление «Кто в теремочке живет» (муз. руководитель)
• Школа педагогического мастерства, когда педагог делится интересной педагогической находкой, эффективным применением какого-либо метода или приема. Например, использование пособия по математике – «Волшебная палочка» (поролоновая палочка со вставленной внутрь проволокой для изготовления и закрепления цифр и развития мелкой моторики) продемонстрирована воспитателем старшей группы.
• Организация выставок. (Напр., выставка пособий для сенсорного развития и коррекции зрения). Проводятся с целью обновления материала для детей, обмена опытом и выявления творческих способностей педагогов.
• Педсоветы, на которых как часть используются различные нетрадиционные формы для активизации педагогов:
-ролевая игра, моделирование ситуации: дает возможность овладеть новыми практическими приемами, развивает умение действовать в новой ситуации, овладеть приемами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
-педагогические кроссворды;
-мозговые атаки;
-решение проблемных ситуаций и т. д.
• Организация микрокабинетов также является актуальной формой работы на современном этапе. Поэтому ежегодно, в начале учебного года проходят смотры микрокабинетов воспитателей и специалистов.
• Центром педагогической информации в ДОУ является методический кабинет, где в помощь воспитателям оформлены необходимые на современном этапе методические рекомендации. Например:
- Разработка и оформление рабочей программы;
- Положения о городских и областных профессиональных конкурсах
- Требования СанПиН по организации воспитательно-образовательной деятельности
- Внедрение ФГОС ДО и др.
Постоянно действующие выставки:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Новинки методической литературы;
- Рекомендации по коррекции зрения
- Лучший педагогический опыт
- Готовимся к педсовету и др.
На стендах отражены:
-цели и задачи дошкольного учреждения, мероприятия годового плана с указанием сроков и ответственных лиц;
-диаграммы, отражающие достижения детей по результатам диагностики;
- график контроля и взаимопосещений;
- карта участия педагогов в методической работе;
- критерии личностного роста педагогов и др.
Таким образом, все формы методической работы : и современные, и традиционные, эффективны в зависимости от решаемых задач, поставленных целей, от возможностей и потребностей коллектива. Но в то же время, для более эффективной методической работы в детском саду, для получения обратной связи, для активизации творчества педагогов элементы новизны необходимы.
Система применения активных форм методической работы повышает профессиональную компетентность педагогов, способствует развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации, саморазвитию педагогов.
Повышение качества образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров и является одним из главнейших условий модернизации образования.