Татьяна Беляева
Формы и методы формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность деятельности по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста во многом определяют выбранные воспитателем формы работы с детьми – организаторские приемы, направленные на достижение целевых задач в режимных моментах и процессе взаимодействия с дошкольниками в целом.
Публикация «Формы и методы формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дидактике «форма» (от лат. – устройство, строй, система организации, внутренняя структура) рассматривается как способ построения учебной деятельности. Исторически сложились три формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Эти формы определяются количеством детей, одновременно включенных в процесс обучения.
Фронтальная форма формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста предполагает руководство педагогом одновременно всей группой дошкольников и преследует общие образовательные, воспитательные, развивающие цели на занятии. Вместе с тем, предусматриваются способы индивидуализации обучения в ходе совместной коллективной деятельности. Достоинствами фронтальной формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения. В качестве недостатков следует указать на трудности в индивидуализации обучения.
Групповая форма формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста подразумевает разделение группы на подгруппы. Основаниями для комплектации подгрупп являются: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Групповая форма будет эффективна, если педагог сможет обеспечить слаженное взаимодействие дошкольников.
Суть индивидуальной формы формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста заключается в выполнении ребенком самостоятельно или с помощью взрослого каких-либо обучающих заданий. При такой форме реализуется максимально доверительное общение; достигается учет и возможность дальнейшего исследования индивидуальных особенностей ребенка; индивидуализируются содержание, формы, методы, средства, темпы обучения. Достижения и недостатки ребенка находятся на виду у взрослого, что дает возможность корректировать процесс обучения. Минус этой формы состоит в отсутствии взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, что сказывается на социализации ребенка; не формируется умение работать в группе.
На протяжении длительного времени основной формой обучения дошкольников являлись занятия. В современный период с учетом ФГОС ДО, модель организации образовательного процесса включает в себя:
- совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непосредственно образовательная деятельность с основными формами организации : игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям.
Педагогами при организации и проведении занятий используются разнообразные формы работы.
Игровая деятельность предполагает использование игр с правилами, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных, подвижных игр, игровых упражнений, игр-драматизаций, игр-путешествий, игр-экскурсий, игровых учебных тренировок, пальчиковых игр, направленных на формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
В коммуникативной деятельности находят применение коллективные и индивидуальные беседы, моделирование ситуативных разговором и дидактических речевых ситуаций, разучивание пословиц, считалок, поговорок, стихов, песенных куплетов, викторины, интеллектуальные игры, составление рассказов по картинкам или из личного опыта, расширяющие знания детей о здоровье, здоровом образе жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность включает наблюдение за природными процессами, проведение экспериментов и опытов, проектирование проблемных ситуаций и поиск путей их разрешения, моделирование, просмотр учебных материалов различного типа (печатных пособий, видеоряда, обучающих программ, проведение встреч с интересными людьми, участие в экскурсионной деятельности, коллекционирование, создание выставок, мини-музеев, направленных на расширение кругозора валеологических знаний.
В двигательной деятельности используются такие формы работы, как утренняя гимнастика, физкультурные минутки согласно режиму дня, занятия по физической культуре, подвижные и малоподвижные игры (на прогулке и в группе, пальчиковая и иные виды гимнастики, выполнение игровых упражнений, обеспечивающие формирование ценностных основ культуры здоровья.
В процессе самообслуживания происходит тренировка культурно-гигиенических навыков в режимных моментах, в ходе игр и импровизаций, дежурства, выполнение поручений, реализация проектов, труд на групповом участке. В продуктивной деятельности проводятся занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, направленные на закрепление валеологических знаний детей.
В процессе музыкальной деятельности проводятся музыкальные игры и викторины, готовятся театральные постановки, мотивирующие детей к ведению здорового образа жизни.
В процессе восприятия произведений художественной литературы используются такие формы работы, как чтение, проведение бесед, сказочные викторины, разучивание отрывков произведений, импровизации, драматизации, главной темой которых является привитие дошкольникам важности и значимости заботы о своем здоровье.
Главной целью работы педагога является формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, которое происходит в разных видах деятельности с использованием различных методов и приемов.
Методы – упорядоченные способы взаимодействия воспитателя и дошкольников, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Методы формирования валеологической культуры направлены на достижение целевых задач в режимных моментах и процессе взаимодействия с дошкольниками в целом. Они классифицируются по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические и игровой метод.
К словесным методам относятся :
- беседа;
- объяснение;
- рассказы воспитателей, детей;
- чтение художественной литературы.
Наглядные методы включают :
- наблюдения (это целенаправленное восприятие предметов под руководством взрослого);
- рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию;
- рассматривание игрушек, предметов.
- демонстрация опытов, диапозитивов, диафильмов, кинофильмов.
Практическими методами выступают :
- упражнения;
- элементарные опыты;
- моделирование.
- продуктивная деятельность
Игровыми методами являются :
- дидактическая игра;
- воображаемая ситуация в развернутом виде;
- роль.
В работе педагога используются разнообразные приемы. Прием формирования валеологической культуры – это конкретная операция взаимодействия воспитателя и дошкольника в процессе реализации метода обучения. Так, если метод помогает усвоить основное содержание изучаемого материала, то прием помогает углубить обсуждаемый вопрос.
К наглядным приемам, направленным на формирование потребности детей старшего дошкольного возраста в здоровом образе жизни, относится:
- показ картин, предметов, игрушек;
- показ образца;
- показ способа действия
Словесными приемами, способствующими эффективной работе с дошкольниками, выступают:
- вопросы;
- сравнение;
- пояснения, объяснения.
Среди игровых приемов формирования потребности старших дошкольников в здоровом образе жизни, следует отметить:
- внезапное появление объекта;
- выполнение игровых действий;
- инсценировки;
- загадки;
- элементы соревнования;
- создание игровой ситуации.
- имитация голоса, движения.
Составной частью формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста являются средства обучения – комплекс объектов, которые могут быть использованы для более организации эффективного процесса взаимодействия между воспитателем и дошкольниками.
Применительно к теме данного исследования, приведем в качестве примера предметы и материалы, которые можно использовать в процессе непосредственной образовательной деятельности, которые могут повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса и сократить время на достижение целей и задач.
Важную роль в совершенствовании качеств личности, формирующих активную жизненную позицию ведения правильного образа жизни, играют предметы материальной культуры :
- натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты);
- изобразительная наглядность (объемные изображения) : чучела птиц, животных, муляжи овощей, фруктов и др. ;
- игрушки:
- оборудование для опытов, игровое оборудование и пр. ;
- учебно-игровые пособия;
- дидактический материал (раздаточный материал).
Широкое применение находят технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в воспитательно-образовательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
Большое значение имеет учебно-методическое обеспечение : пакеты прикладных программ по образовательным областям; тестовый материал; методические разработки (рекомендации). Они способствуют использованию валеологических знаний и умений в процессе организации здорового образа жизни.
Эффективным средством обогащения знаний дошкольников о важности и значимости заботы о своем здоровье выступают:
- произведения живописи, музыки, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.);
- картины: дидактические картины (серии картин, репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки;
- фотографии;
- предметно-схематические модели (календарь природы и пр.);
- графические модели (графики, схемы и т. п.)
Таким образом, формирование валеологической культуры у старших дошкольников осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в игре, в трудовой деятельности, во время прогулок. Эффективность формирования валеологической культуры в значимой степени зависит от разнообразия средств и методов, которые педагог использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей старших дошкольников.