Любовь Говорова
Формы детской деятельности, направленные на развитие инициативы, экологического воспитания и самостоятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему воспитание экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.
Публикация «Формы детской деятельности, направленные на развитие инициативы, экологического воспитания и самостоятельности дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он органи-зует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навы-ков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущими в этом процессе должны стать занятия и совместная деятельность взрослого и ребенка. Важно, чтобы у каждого ребёнка на занятии была возможность выбрать то, что ему интересно, усвоить то, что сможет, а задача педагога – сделать так, чтобы вместе с этим дошкольник открыл смысловую позицию данного занятия. В каждом занятии должны быть предусмотрены специальные мотивационные задачи, решение которых обеспечивает соз-дание и сохранение высокого уровня эмоционально – положительного положения к обучению.
Лучший способ рассказать ребёнку о природе — это научить ей помогать. Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в после-дующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно формирует сочувственное от-ношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нрав-ственных ценностей; наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход (например, уход за растениями, домашними животными и т. д). Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего ми-ра, нужно формировать простейшие представления о природе, о взаимо-связях всего живого; приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней. Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть формировать и развивать любознательность малышей; раз-вивать креативность; давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, фор-ма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления, а также о взаимоотношениях между ними; воспитывать уважение к общему дому — планете Земля — и с уважением относиться к народам её заселяющим.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принци-пов дошкольного образования (п. 1.4 абзац 2 - 4, 7 ФГОС ДО) является:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Что же такое Самостоятельность и инициативность?
• Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляю-щееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
• Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом. Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием.
• Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характери-стика поведения человека.
• Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, но ярче всего, в коммуникативной, познавательно – исследовательской, игровой, изобразительной. Это важнейший показатель развития детского интеллекта.
Воспитание в ребенке самостоятельности и инициативы через экологию
• Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
• Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать кра-соту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
В этом направлении мы используем следующие формы :
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- экологические конкурсы : викторина, «Поле чудес»;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
-экологический десант;
- экологическая тропа;
-Зеленая аптека;
- Огород на подоконнике «Юный огородник»
- лаборатория юного эколога;
- ведение календарей природы;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические проекты;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);
- экологические сказки и т. д.
Некоторые формы работы с детьми я постараюсь раскрыть.
Экологическая проектная деятельность
В экологической проектной деятельности мы используем такие виды деятельности, как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная.
Очень нравится детям принимать участие в акциях, например, «Все-мирный день Земли», «Четвёртое октября – Всемирный день животных», «Создание плаката Красной книги Оренбургской области».
Творческая деятельность : «Рисование лекарственных растений, деревьев, птиц, животных и др.». Игровая деятельность : экологические игры (созданы нами совместно с детьми) : «Что нам осень принесла?», «Знай по вкусу запаху», «Угадай лекарственные растения по запаху», «Правила по-ведения в природе», «Что такое хорошо, что такое плохо?».
Элементарная поисковая деятельность. Юный эколог.
Элементарная поисковая деятельность строится нами на совместной работе воспитателя и детей, направленной на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в иг-ре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность активи-зирует самостоятельность и инициативу детей, что способствует от-крытию ими новых знаний и способов познания. Наши юные экологи на прогулке проявляют интерес ко всему окружающему миру: наблюдают за птицами, ждут, когда в скворечнике кто-то поселится, кормят птиц ежедневно (кормушки смастерили сами с родителями); изучают свойства пер-вого льда, знают в «лицо» лекарственные растения и цветы осени, лета, наблюдают за жизнью муравьёв, насекомых и т. д.
Опытно-экспериментальная деятельность. Юные экологи изу-чают природу не только на улице, но и в группе, в специально организованных условиях, со специальным оборудованием. В нашем экологическом уголке есть и микроскоп, и лупы, и кора деревьев и многое другое. Дети с большим удовольствием рассматривают насекомых, строение коры деревьев, делают опыты с песком, водой, глиной и т. д.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Мы провели опыт (эксперимент) : весной высадили в горшочки на се-мена: морковь, свёклу и картофель. Овощи не заставили долго ждать, появились зелёные ростки, закудрявилась морковь, распушила свёкла ли-стья, а картофельная ботва вымахала до 30-40 см.
Вынесли мы всё на участок и высадили на экспериментальную грядку. И стали наблюдать, поливать, ухаживать. И что вы думаете? Мы получи-ли горстку семенного картофеля и семена моркови. Вот было радости! А еще дети теперь знают, откуда семена происходят.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного ин-тереса к природе, развивают наблюдательность, мыслитель-ную деятельность, самостоятельность и инициативу.
Юный огородник
Каждую весну в группе мы создаём «огород на подоконнике» совместно с детьми и родителями покупаем семена, землю, оборудуем грядки, приносим лук и все сеем, приговариваем: «Сажаем в грязь-будет князь», «На небе густо - не будет пусто», а потом с утра бегут дети наблюдать, чтобы увидеть, не появились ли ростки, а если появились, то записывают и зарисовывают в тетради наблюдений за ростом растений.
Из выращенного лука мы делаем салат, добавляем лук в суп, сколько радости это вызывает у детей! Весной продолжаем работу на огороде на участке. Высаживаем капусту кольраби, пропалываем, рыхлим, сравниваем с другой капустой – кушаем и замечаем, что капуста похожа на сладкую кочерыжку, редиску, репку.
И вот урожай! Кольраби с маслом - просто чудо!
Труд детей в природе содействует их всестороннему развитию. Он расширяет кругозор детей. Они знакомятся со свойствами и качествами объектов природы. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Экологический десант
Мы учим детей, чтобы на участке было чисто, грядки прополоты, всё полито, участок не зарастал сорной травой, а деревья были вовремя под-стрижены, для этого мы проводим с детьми и родителями экологический трудовой десант. Это учит детей не мусорить, вместе с ними мы выпалы-ваем сорняки, убираем мусор, осенние листья, опиловку стараемся про-вести вовремя.
И каждодневная трудовая деятельность приводит к тому, что детей просить не надо, приходя на участок они сами проявляют инициативу в уборке участков, поливе цветов, прополке, уборке урожая, мы их не про-сим, они это делают с удовольствием, даже проводят соревнования «у ко-го мешок полнее и тяжелее». А работа совместно с детьми позволяет говорить о формировании в семье культуры экологического поведения и социальной ответственности за природу.
Календари погоды
Со старшей группы дети начинают вести самостоятельно календари погоды. В начале, воспитатель знакомит детей с условными обозначения-ми погоды, рассказывает, что, прежде чем отметить погоду – нужно на улице понаблюдать за ней, а потом зарисовать правильно, проговаривая, что сегодня идёт снег, пасмурно и т. д. Календари погоды должны, стоять, висеть, лежать в доступном месте, чтобы дети самостоятельно могли взять его, зарисовать условными обозначениями. Отмечают погоду дежурные по уголку природы, а то все хотят показать свое художество. А погоду в выходные дни поручаем запомнить, а потом отметить детям, которые не проявляют инициативу.
Экологические акции
А вот самостоятельность, инициативу проявляют дети в проведении акции «Берегите животных!». Мы с детьми изготовили плакаты на тему: «4 октября – Всемирный день животных!»
«Берегите птиц!»
«Берегите насекомых!»
«Берегите домашних животных!»
«Берегите рыб!»
«Красная книга Оренбургской области»
Дети самостоятельно группировались, выбирали, клеили, расселяли животных по местам их обитания. А потом каждая группа делали презентацию плакатов. Самостоятельно изготовленные плакаты мы можем использовать на занятиях по экологии, и давать другим детям на занятия. А сейчас мы участвуем в новой акции «Покормим птиц зимой». Вместе с папами мастерим кормушки.
Выводы:
Каждый вид деятельности, используемый нами в детском саду, оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
В продуктивных видах деятельности формируются независимость ре-бенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
Мы понимаем, что на дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что по-служит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.
Познавательный интерес, формируемый в различных видах деятельно-сти как элемент положительной мотивации, является ведущим факто-ром развития самостоятельности и инициативности дошкольников в рамках экологического воспитания.
Какими вырастут наши дети зависит только от нас. Мы должны нау-чить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять приумножать её богатство. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к Родине, людям, своему краю. Донести это до наших детей должны не только педагоги, но и родители.