Елена Григорьевна Быканова
Проект «Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Актуальность проекта.
Для детей 4-5 лет, в связи с вышесказанным, наиболее актуальны следующие направления деятельности:
- знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта;
- установление связей и взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов;
- формирование положительного интереса к окружающему миру.
Публикация «Проект „Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Поэтому задачу выявления и поддержания первых избирательных интересов детей, развития их самостоятельной познавательной активности мы решаем путем создания различных коллекций, как программных - бумага, ткань, так и нетрадиционных - колокольчики. Началось все с подарка одного из родителей, привезшего нам колокольчик из Таиланда. Но особенность такого подарка в том и заключается, что его преподносят с интересным рассказом о городе, откуда привезли колокольчик, об истории его приобретения и т. д. Потом подарили пару новогодних колокольчиков, колокольчик в виде поросенка, колокольчик из Египта… И мы уже сознательно стали собирать коллекцию колокольчиков.
Факторы, определившие выбор предмета для коллекционирования:
- колокольчик – это замечательный, оригинальный подарок, их сейчас такое множество, что не предвидится трудностей с пополнением экспозиции, и каждый из них со своим звоном, а если без звона, то со своим настроением, со своей интересной историей, и значение такого подарка символично – колокольчик приносит в дом счастье и служит оберегом;
- удобный предмет для коллекционирования: многообразие материала и дизайна при общей единой форме, компактные размеры при ёмком содержании;
- часто колокольчик является предметом искусства;
- колокольчиком можно не только любоваться, но и с его помощью изучать – историю культуры и быта; географию физическую (карты, схемы, маршруты) и этническую (стран и народов); народные промыслы; разнообразие рукотворного
мира и человеческой фантазии; музыку и литературу; взаимосвязь человека
с природой, флорой и фауной;
- колокольчик, колокол – предмет, в национальной традиции тесно связанный с духовно-нравственными ценностями;
- колокольчик в современном представлении тесно связан с путешествиями, и перебирая их как сувениры из поездок, мы обновляем ощущения, впечатления тех, кто путешествовал, и пробуждаем интерес к миру тех, кто еще нигде не был, то есть стимулируем эмоциональное развитие ребенка.
II. Цели и задачи проекта.
Цель проекта : создание музея как части социокультурной среды ДОУ, способствующей формированию общей культуры личности ребенка, то есть развитию его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности и самостоятельности.
Задачи проекта :
• повышение педагогической компетенции работников ДОУ;
• создание методического обеспечения работы мини-музея для реализации программных задач вариативного образования;
• вовлечение родителей в образовательную деятельность в ходе реализации данного проекта;
• привлечение к реализации проекта учреждений культуры и образования города Кемерово.
Участники проекта : дети 3-7 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата); родители; педагогические работники МБДОУ № 44.
IV. Сроки реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года
V. Этапы реализации проекта :
Декабрь 2013
• Педсовет ДОУ. Обсуждение ФГОС дошкольного образования; выделение проблемы формирования социокультурной среды ДОУ.
• Формирование творческой группы по систематизации накопленного методического и наглядного материала для создания мини-музея «Колокольная страна»
Январь 2014
• Подбор информации, методической и художественной литературы, наглядного материала, иллюстраций.
• Систематизация имеющихся и поиск новых экспонатов, составление каталога.
• Круглый стол для педагогов «Мини-музей в ДОУ».
• Разработка проекта «Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ».
• Родительское собрание на тему «Роль родителей в выявлении и поддержке первых избирательных интересов детей».
• Создание условий для организации «музейного» пространства в помещении средней группы.
• Обсуждение проекта со специалистами ДОУ, поиск форм работы, планирование.
Февраль 2014
• Участие проекта в городском конкурсе методических разработок.
• Музыкальное занятие с детьми «Малиновый звон».
• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Познавательное развитие» :
- Приключения в музее.
- О чем поют колокола?
- Путешествие в страну Динь-Динь.
• Совместная экскурсия детей, родителей и педагогов к Часовне Святого Благоверного князя Александра Невского.
• Встречи с представителями музеев и библиотек, планирование совместных мероприятий.
Март 2014
• Презентация проекта «Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ» на педсовете.
• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
- Роспись глиняного колокольчика.
- Лепка колокольчика из соленого теста.
• Семейный конкурс «Нарисуем колокольчик».
• Выездная выставка Областного музея изобразительных искусств «Колокольчик в народных промыслах».
Апрель 2014
• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Речевое развитие» :
- Чтение сказок «Городок в табакерке», «Серебряный колокольчик», «Колокольчик Простотак», просмотр мультфильма «Чудесный колокольчик».
- Расскажи про колокольчик (о любом экспонате музея).
• Семейный конкурс рассказов «Волшебный колокольчик».
Май 2014
• Обобщение опыта работы по созданию мини-музея на районном методическом объединении.
• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Физическое развитие» :
- Игра «Жмурки с колокольчиком».
- Игра «Паутинка с колокольчиком».
- Игра «Позвони в колокол» (по пожарной безопасности).
• Консультации для родителей «Создание семейной коллекции».
• Экскурсия с детьми в школу на «Последний звонок».
• Совместное мероприятие с МАУК «МИБС» Детская библиотека «Читай-город» на тему «Колокольчик в сказках».
Июнь 2014
• Парад семейных коллекций (праздник для детей и родителей).
• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
- Ты откуда, Колокольчик?
- Сюжетно-ролевая игра «Оркестр».
• Совместная поездка детей, родителей и педагогов в Знаменский собор.
• Посещение музея «Колокольная страна» детьми детских садов Кировского района.
Сентябрь 2014
• Занятие с детьми о музыкальных инструментах (колокольчик, бубенчик, треугольник и т. п.)
• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Познавательное развитие» :
- Знакомство с новыми экспонатами.
- Колокольчик в народных праздниках.
• Консультация для родителей «Колокольчик в доме».
• Экскурсия с детьми в МОУ СОШ № 11 на торжественную линейку 1 сентября.
• Совместное мероприятие с МАУК «МИБС» Детская библиотека «Читай-город», просмотр презентации «Колокола России».
Октябрь 2014
• Создание картотеки произведений живописи с изображением колоколов и колокольчиков. Подбор репродукций.
• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
- Создание коллективного панно «Разноцветные колокола» (аппликация, коллаж).
- Картина из пластилина «Колокольчик».
• Совместная экскурсия детей, родителей и педагогов в Областной краеведческий музей.
• Совместное мероприятие с МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района г. Кемерово» (экскурсия, концерт, подарки к Дню пожилого человека).
Ноябрь 2014
• Создание картотеки книг и игр на тему «Колокола и колокольчики».
• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Речевое развитие» :
- Чтение книг о колокольчиках-цветах (проза, стихи).
- Сочинение стихов.
• Концерт для родителей к Дню матери «Праздник колокольчика».
• Публикация о музее «Колокольная страна» в «Вестнике Кировского района» (выпуск к юбилею района).
Декабрь 2014
• Подведение итогов работы по реализации проекта на педсовете с приглашением родителей.
• Выпуск газеты МБДОУ № 44 «Страна Дельфиния» с размещением информации о проекте.
• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
- Проведение экскурсий для детей других групп.
- Колокольчик в живописи.
• Семейный конкурс поделок «Новогодний колокольчик».
V. Ожидаемые результаты проекта.
1. Преобразование пространственной и образовательной среды ДОУ, ведущее к формированию ребенка как социально и творчески активной личности.
2. Повышение педагогической грамотности родителей, выработка единого подхода семьи и ДОУ к вопросам духовного и эстетического воспитания ребенка.
3. Создание единого образовательного пространства для взаимодействия учреждений образования и культуры в процессе воспитания дошкольников.
4. Повышение профессионального уровня сотрудников ДОУ, обобщение и распространение педагогического опыта по созданию мини-музея в ДОУ.
Продукт проектной деятельности : мини-музей колокольчиков; каталог экспонатов; творческие работы детей (поделки, рисунки, рассказы); комплект методических пособий и рекомендаций для обеспечения работы мини-музея; подборка консультаций и рекомендаций для родителей; альбомы фотографий занятий, развлечений, экскурсий и т. п. ; картотеки игр, книг, репродукций на данную тему.
Презентация проекта : представление мини-музея на родительском собрании и защита на педагогическом совете, на районном методическом объединении, на городском и областном конкурсах методических разработок.