Марина Ковалёва
Формирования фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Развитие речевого слуха, силы голоса. (1-я часть)».
ЗАДАЧИ: Обучающие : - формировать умение детей различать высоту голоса, изменять интонацию голоса,
формировать правильное звукоподражание;
- развивать понимание словесных инструкций и фразовой речи;
- упражнять в практическом употреблении предлогов - на, - под, - в;
- упражнять в образовании ласковых слов;
Коррекционно - развивающие:
Публикация «Формирования фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет» размещена в разделах
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховой, зрительный, цветовой гнозис;
- развивать мелкую моторику.
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
МАТЕРИАЛ игрушки: лиса, мишка, зайка; предметные картинки: петух,
свинья, воробей, кошка; персонажи сказки «Колобок»; предметы для
составления предложений с предлогами; карточка - схема дыхания.
тетрадь (на каждого ребёнка, цветные карандаши (на каждого ребёнка).
Эмоциональный настрой Психогимнастика «Как меня зовут».
Дети сидят полукругом перед педагогом.
- Вы знаете свои имена?
- Скажи, как тебя зовут?
- А как ласково называет тебя мама?
Педагог обращается к каждому ребенку, добивается от него точного ответа, поощряет за правильный ответ.
- От ласковых имен в группе стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас
станем солнышками и согреем друг друга.
ХОД.
I. Мотивация.
Дети сидят полукругом. Перед ними игрушки - мишка, зайка, лиса.
- Мишке, зайке и лисичке скучно одним сидеть, позовем их играть с нами.
- Чтобы они услышали нас, позовем их громко.
Педагог предлагает детям вместе и по отдельности позвать зверей.
- Миша, иди! Лиса, пойдем играть! Заяц, идем к нам! Педагог следит, чтобы дети не кричали, а звали громко.
- Скажите про Мишку, лису, зайца ласково, громко, тихо.
- Изобразите, как ходит мишка, лиса, зайка.
II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия (ОО «Речевое развитие»).
1. Педагог предлагает детям вспомнить дыхательные упражнения, используя схему; напоминает правила правильного выдоха.
- Вдох через нос - выдох через рот;
- Вдох через нос - выдох через рот - на выдохе ау- (плавно)
2. Мы сегодня с вами будем учиться слушать, слышать своих товарищей,
правильно выполнять действия, говорить громко, тихо.
К/У «Кто это?» (формирование звукопроизношения) - петух, свинья, кошка, воробей; петух курица, кошка, свинья.
На столе у педагога разложены картинки. Вызванный ребенок вытягивает картинку, не показывая ее остальным детям, подражает крику животного, его движениям.
- Отгадайте, кто это? Сделайте так же.
3. К/У «Угадай, кто сказал?». Умение различать высоту голоса, интонацию.
На полотно выставлены персонажи сказки «Колобок» : медведь, лиса, заяц,
волк.
Педагог произносит фразы из сказки, меняя высоту голоса, подражая персонажам:
- Колобок, колобок, я тебя съем.
- Отгадайте, кто так сказал?
- Скажите так же.
4. К/У «Слушай и повторяй» - понимание словесных инструкций, фразовой речи.
Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (от 1 до 5, не показывая их. Ребенок должен выполнить их в той же последовательности, перечислить их.
- Аня, пройди по группе, попрыгай, сядь на стульчик.
- Расскажи, что ты делала?
- Андрей, спой а-а-а, возьми мяч, покатай по полу.
- Расскажи, что ты делал. (Задание дается каждому ребенку.)
III. Физ. Минутка (ОО «Физическое развитие»).
Ровным кругом Педагог читает, дети ритмично двигаются по
Друг за другом кругу.
Мы идем за шагом шаг
А теперь все вместе сделаем вот так:
- Руки вверх, в стороны, вперед, на грудь, на голову, опустить вниз.
- Присели, встали, покачали головой.
IV. Упражнение в практическом употреблении предлогов – на – под – в - (ОО «Речевое развитие»).
- Витя, поставь вазу на стол.
- Света, что сделал Витя?
- Наташа, положи мяч под стул.
- Андрей, что сделала Наташа?
- Олег, посади мишку в машину.
- Катя, что сделал Олег?
V. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно эстетическое развитие»).
У каждого ребенка в тетради нарисованы цветы в вазе; кубики под столом.
- Раскрасьте цветочки и скажите, где они стоят?
- Раскрасьте кубики и скажите, где он лежит.
VI. Итог (ОО «Речевое развитие»).
- Как подает голос петух? Скажите громко.
- Вспомните, что говорила лиса колобку?
- Как нужно произносить слово, чтобы вас слышали?
- Все ли сегодня справились с заданием?