Анастасия Димитрина
Консультация «Формирование звуковой культуры речи»
▼ Скачать
Компоненты звуковой культуры речи
• звукопроизношение
• слуховое внимание
• речевой слух (фонематический)
• речевое дыхание
• темп речи и качества голоса : сила, высота
• выразительность речи
• дикция
• Педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи.
Публикация «Консультация „Формирование звуковой культуры речи“» размещена в разделах
• Раскрыты больше особенности ЗКР, чем содержание работы
• педагог продолжает развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук, формирует правильное речевое дыхание, слуховое внимание, моторику речевого аппарата, совершенствует умение детей воспроизводить ритм стихотворения.
• Педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.
• Педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л], [л ], [р], [р ]); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; формирует умение использовать средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).
• Педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; проводит работу по исправлению имеющихся нарушений в звукопроизношении.
• Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Этапы обучения правильному звукопроизношению :
• Подготовительный – подготовка речевого аппарата: показ, объяснение артикуляции, многократное произношение педагогом, артикуляционная гимнастика.
• Становление звука, постановка изолированного звука : подражание, фиксация внимания на звуке, объяснение и образец произношения, упражнения детей, индивидуальные и хоровые повторения, игры на звукопроизношение, наглядность.
• Закрепление и автоматизация звуков (в слогах, словах и фразах). Речевой материал: звук дается в начале слова, в середине и в конце. Использование чистоговорок, скороговорок, пересказы, игры.
• Дифференциация смешанных звуков : сравнение двух артикуляционных укладов; использование игрового материала, упражнения.
Основной принцип формирования правильного произношения
• В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка.
• Начинать следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков : с, ш, р, л и др., а с простых: и, ф, т, ы и др., артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков.
• Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребенком фонематической системы языка.