Получи документы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, как предпосылки к обучению грамоте

Панговская Инна
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, как предпосылки к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Подготовка к обучению грамоте основывается на развитии фонематического слуха. В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. Анализ – это разделение целого на составные части. То есть звуковой анализ – это разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты, а также способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения. Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы. Целью является развитие звуковой и интонационной культуры речи. Детей учим правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки; учим слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук; идет развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата. В средней группе вводятся термины «звук», «слово», с использованием их в речи; развиваем представление о том, что слова состоят и звуков, и могут быть длинными и короткими; начинается освоение начальных умений звукового анализа слов : умение самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук. В старшем дошкольном возрасте происходит освоение терминов: «звук», «слово», «предложение», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова; происходит освоение умений: делить на слоги двух/трехсложные слова; осуществлять звуковой анализ простых слов из трех звуков; определять количество и последовательность слов в предложении. В подготовительной группе идет освоение звукового анализа слов из четырех, пяти звуков. Учим делить слова на слоги, составлять слова из слогов. Идет освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов.

Публикация «Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, как предпосылки к обучению грамоте» размещена в разделах

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Развивается слуховое внимание. Чтобы сделать процесс обучения увлекательным и лёгким, используются различные игры и упражнения. Цель таких игр - сформировать у детей тональное различение звуков, шумовое восприятие. Так же на этом этапе необходимо научить детей в правильной последовательности и в правильном направлении выполнять заданные действия с предметами. Сначала детей учат ориентироваться относительно собственного тела, затем уточняется ориентировка в пространстве, также обучаем умению ориентироваться на листе бумаги. Идет усвоение и уточнение понятий: «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы». Это необходимо впоследствии при звуковом анализе и при выкладывании схемы предложения.

Знакомство с гласными звуками. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Уточняется артикуляция звуков (рот открыт, воздух не встречает препятствие, в образовании звука участвует голос). Для обозначения используем кружок красного цвета. На этом же этапе ведется работа над позицией звука в слове : во-первых, учим детей определять первый звук в слове, затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, в середине слова.

Знакомство с согласными звуками. При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. Подводим детей к пониманию, что при произнесении согласных звуков воздух встречает препятствие – губы, зубы, язык. Чтобы научить детей определять звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "дрожит", значит, звук звонкий, если нет – глухой. Чтобы научить определять твердость и мягкость согласного, предлагаем детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Твердые согласные обозначаются фишками синего цвета, а мягкие согласные – зеленого, гласные звуки – красные. На этом же этапе проводится работа по делению слов на части (слоги). Дети определяют количество слогов в слове через хлопки, шаги, приседание. В частности, ребенок должен уметь определить следующее : сколько слогов в слове; какие именно слоги входят в состав слова; какова последовательность слогов в слове. Выполняя игровые упражнения, дети усваивают основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Под слоговым синтезом понимается умение соединять слоги в целое слово с последующим узнаванием этого слова.

Работа над предложением. Работу следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Работа над предложением начинается в старшей группе и продолжается в подготовительной группе. Прежде, чем дать детям понятие предложение следует сформировать знания об основных законах речи: речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами. Каждый ребенок до поступления в школу должен научиться: делить предложение на слова и называть в нем количество слов, называть слово по его порядковому номеру, придумывать предложения по заданному количеству слов, записывать предложения графически. Работа над предложением через его графическую запись значительно сокращает появление ошибок при письме. Для графической записи используются следующие символы: прямоугольники - обозначают слова. Одно слово – один прямоугольник. Есть прямоугольники с выступом слева – они обозначают заглавную букву. Так же необходимо выделять предлоги отдельным знаком : в будущем дети будут воспринимать их как отдельные слова, а, значит, не будут писать их слитно с другими словами. Выкладывая предложение графически, предлоги обозначаем треугольником. Маленький кружок - это точка, которая ставится в конце предложения. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумать предложение по игрушкам, предметным картинкам; придумать предложение с заданным словом; придумать предложение, которое начиналось бы с определённого слова; придумать предложение по двум предметным картинкам; составить предложение по сюжетной картинке.

Таким образом, система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей формирует умение ориентироваться в звуковой системе языка. Целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма. Обеспечивает умственное развитие. Развивает речь. Развивает самостоятельность и инициативность, так как требует высокой активности самих детей в процессе обучения.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Издательский центр «Академия», 2010

2. Белолипецкий С. А. «Быстро читаем за 16 уроков», Москва, Изд-во «Эксмо» 2009год.

3. Варенцова Н. С. «Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет» Мозаика – синтез 2010г.

4. Горецкий В. Г. Кирюшкин В. А., Федосова Н. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М. : Просвещение, 2011

5. Ельцова О. М. «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте» С - П «Детство-Пресс» -2011

6. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 2008 г.

7. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

8. Сохин Ф. А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» - Пособие для воспитателя детского сада. Москва Просвещение,2009г.

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «Путешествие в мир звуков, букв и слов»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «Путешествие в мир звуков, букв и слов» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по звуковой культуре речи и обучению грамоте в работе с детьми подготовительной группы «Путешествие в мир звуков,.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте.Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи,.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф»Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф» Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, как предпосылки к обучению грамоте
Опубликовано: 13 апреля 2024 в 16:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, как предпосылки к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Панговская Инна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД