сазонова юлия
Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста через подвижные игры и культурно-гигиенические навыки
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребенка. В них детям приходится проделывать разнообразные движения : бегать, прыгать, бросать, лазать и тд. Выполняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста через подвижные игры и культурно-гигиенические навыки» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- КГН, гигиена. Игры, дидактические пособия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Подвижные игры проводятся с определенной целью. Например, повысить двигательную активность или, наоборот, успокоить детей, а иногда просто позабавить их. В зависимости от цели подбираю игру. Перед проведением игры я изучаю содержание игры, учу текст, подбираю пособия, продумываю их размещение. В большинстве случаев начинаю игру с теми детьми, которые находятся рядом. Постепенно остальные ребята тоже включаются в игру. Также могу заинтересовать детей небольшим рассказом, связанным с содержанием игры.
В раннем возрасте внимание детей довольно неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой-либо игры, учитываю эту возрастную особенность и не затягиваю процесс, иначе дети теряют к ней интерес и действие не получает логического завершения. Продолжительность подвижных игр ориентировочно может быть от 5-9 минут (второй год жизни) до 9-15 (третий год жизни). Количество повторов - 3-5 раз с учетом возраста, уровня здоровья, характера двигательных заданий, настроения детей. Одну и ту же подвижную игру повторяю до тех пор, пока малыши не освоят ее. Затем вношу в игру усложнения: изменяю условия проведения, ввожу новые или дополнительные пособия, включаю дополнительные задания, увеличиваю расстояние и время ходьбы, бега в соответствии с возможностями детей раннего возраста.
При проведении игр также осуществляю индивидуально-дифференцированный подход. Возможны вариативные двигательные задания для детей одного возраста. Например, в игре с одним и тем же сюжетом одному ребенку предлагаю просто пройти к кукле по дорожке, а другому - по дорожке с перешагиванием через предметы, одному ребенку прыгать через ручеек, расстояние которого 10-15 см, для другого же малыша это расстояние составит 15-25 см.
Никогда не начинаю подвижную игру незадолго до сна или перед приемом пищи. Во второй половине дня провожу игры разной подвижности в зависимости от состояния детей.
Период раннего возраста наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
При формировании культурно-гигиенических навыков мы ставим такие задачи:
· учить самостоятельно умываться;
· пользоваться туалетом;
· воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
· активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используя художественное слово;
· формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;
· культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.
Используются такие формы работы с детьми :
· Личный пример;
· Использование сюжетных и дидактических игр;
· Использование фольклора и художественной литературы;
· Беседы;
· Схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
Как правило в конце года дети могут:
· самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого);
· самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке;
· самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами - носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;
· усваивать порядок одевания и раздевания;
· аккуратно складывать снятую одежду и обувь.