Смиренина Оксана
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни! " - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей. Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. Среда в дошкольном учреждении создаётся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Функционируют физкультурный зал, музыкальный, игровые комнаты, медицинский кабинет, изолятор, спортивная площадка. В группах создаются здоровьесберегающие условия : учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделяется пространство для организации двигательной активности детей, создаются спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Можно выделить основные технологий по здоровьесбережению : обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Выделим три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Ритмопластика;
Динамические паузы;
Подвижные и спортивные игры;
Релаксация;
НОД;
Гимнастика пальчиковая;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика дыхательная;
Гимнастика бодрящая;
Гимнастика корригирующая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
НОД;
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия);
Коммуникативные игры;
Занятия из серии «Здоровье»;
Самомассаж;
Точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия;
Сказкотерапия;
Технологии воздействия цветом;
Технологии коррекции поведения;
Психогимнастика;
Фонетическая ритмика.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
В своей работе я использую проблемно-игровые ситуации, игротренинги и игротерапия.
Проблемно-игровая ситуация характеризует определённое психическое состояние ребёнка, возникающее в процессе выполнения нетипичного игрового задания, которое помогает ребёнку осознать и найти пути решение с помощью нешаблонных действий. Проблемная игровая ситуация создается постановкой перед воспитанником определенной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышение активности мыслительных процессов. Проблемная игровая ситуация может разрешаться самостоятельно ребенком, или разрешается при помощи педагога. Главной её задачей является обеспечение наиболее глубокого овладения необходимыми знаниями в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных способностей в состояние деятельности. Таким образом, проблемно-игровая ситуация активизирует творческую мыслительную деятельность детей, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязи.
Игровая обучающая ситуация-проблема может включать игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации, изобразительную деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов.