наталья салаева
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Быть здоровым — это классно» (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Быть здоровым – это классно»
(Формирование здорового образа жизни
детей дошкольного возраста)
Подготовила: воспитатель МБОУ НШДС №13
Салаева Наталья Владимировна
Март 2019 г.
Ещё с древних времён человечество понимало, что счастливая и полноценная жизнь не может быть без здоровья.
«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»
Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста „Быть здоровым — это классно“ (опыт работы)» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют:
• особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка,
• технология воспитательно-образовательного процесса,
• личность педагогов,
• состояние и ориентация семейного воспитания.
Целью моей работы является : формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Необходимо, что бы дети поняли: сложное, но высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать.
Поэтому ОУ и семья призвано заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни эффективно при использовании таких средств, как утренняя гимнастика, физическая культура, плавание, в которой изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни.
Ежедневно с детьми провожу: физминутки и пальчиковые гимнастики во время ОД и на протяжении всего дня, прогулки, подвижные игры, а так же различные беседы и занятия по безопасности, оздоровительную гимнастику после дневного сна, просмотр видеосюжетов на данную тему.
В своей работе стремлюсь воспитывать у детей любовь и интерес ко всему нас окружающему, стараюсь научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни. Ведь все это помогает ребенку гармонично развиваться, а заложенные в основу задатки здорового образа жизни в этом возрасте бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.
Также на формирование ЗОЖ способствуют такие компоненты как:
• Отсутствие вредных привычек у родителей и их наглядный пример
• Рациональное питание
• Соблюдение правил личной гигиены:
• закаливание, создание условий для полноценного сна
• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде и природе
• Своевременное посещение врача, выполнение различных медицинских рекомендаций
• Формирование понятия «не вреди себе сам», учить детей беречь себя и свое здоровье.
Чтобы процесс формирования к ЗОЖ протекал гармонично и интересно для детей использую различные методы и приемы в работе :
Отгадывание загадок, на тему безопасности и здоровья
Разучивание стихотворений и потешек по данной теме: (Здоровье дороже богатства; Надо спортом заниматься, надо - надо закаляться! Надо первым быть во всем, нам морозы нипочем)
Знакомство с поговорками: Береги платье снову, а здоровье с молоду; В здоровом теле здоровый дух.
Дидактические и интерактивные игры: «Четвертый лишний», «Найди пару», «Любит не любит», «Где мы были, мы не скажем, что мы делали – покажем, «Что сначала, что потом» (режим дня, «Вредно и полезно», «Чудесный мешочек».
Кроссворды на тему: «Здоровому, все здорово», «Спорт»
Рисование на тему: «Здоровым быть здорово»
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье. Родителям хочется видеть своего ребенка сильным, бодрым, энергичным, наблюдать, как он бегает, катается на велосипеде, плавает, играет вместе со сверстниками во дворе.
Именно поэтому в ОУ и дома следует воспитывать у ребенка:
• привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;
• элементы самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
• понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;
• умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.
Для здоровья ребенка важно, чтобы ЗОЖ и безопасность стали их внутренней потребностью.
Очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях. Совместно с родителями дети участвовали в развлечении посвященному дню защитников отечества; организовывали выезд в «Хаски парк»; совместные прогулки на лыжах вдоль реки Солзан.
Проводимая мною работа по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ, приобщении осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, дает следующие результаты:
• у детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни и его сохранении,
• происходит осознание ими ответственности за своё здоровье
• снизилась заболеваемость
• у детей появился интерес к разным видам спорта.
Поэтому воспитывать у детей потребность к ЗОЖ и безопасности за свою жизнь, нужно на протяжении всего дошкольного детства в семье и ОУ.