Ольга Уколова
Опыт работы «Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Привлечение внимания к проблеме формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи:
•Развивать двигательную культуру ребёнка.
•Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.
•Приобщать детей, родителей и педагогов к физической культуре и к здоровому образу жизни.
«Здоровье - важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности и бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Опыт работы „Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни“» размещена в разделах
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия“. В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка.
Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов, является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. Развитие ребёнка, тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни.
Общеизвестно, что физическая культура - основа формирования здорового образа жизни ребёнка, в результате которого, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. У ребёнка, в дошкольном возрасте развиваются адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются гигиенические навыки, привычки и представления, формируются черты характера, закладываются основы образа жизни, в том числе активного образа жизни, мировоззрения.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе.
Здоровое, благополучное пребывание дошкольников в детском саду во многом определяется научно обоснованным распорядком дня, который предусматривает соответствующее возрасту распределение периодов сна и бодрствования, прием пищи, гигиенических и оздоровительных мероприятий, организованных занятий, самостоятельной деятельности детей.
На основании выше изложенного, я определила основную цель моей педагогической деятельности: формирование у детей, педагогов и родителей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья через традиционные формы обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Развивать двигательную культуру ребёнка.
2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.
3. Приобщать детей, родителей и педагогов к физической культуре.
Свою работу я построила по четырем направлениям:
Направления работы
Содержание работы
1. Взаимодействие с администрацией детского сада 1. Утверждение планирования деятельности инструктора физкультуры в соответствии с реализуемой программой.
2. Контроль за выполнением должностных обязанностей инструктора физкультуры.
2. Взаимодействие с педагогическим коллективом. 1. Оказание помощи воспитателям по различным вопросам физического совершенствования детей:
- подбор упражнений для утренней гимнастики, физкультминуток, гимнастики после сна, организации игр между занятиями и на прогулке;
- оборудование физкультурного уголка в групповых комнатах;
- организация самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
2. Консультативная работа (индивидуальная и групповая).
3. Взаимодействие с родителями. 1. Тематические выступления на родительских собраниях.
2. Индивидуальное и групповое (по запросам) консультирование.
3. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада (досуги, праздники, открытые занятия и т. д.).
4. Взаимодействие с детьми. 1. Целенаправленное влияние на физическое развитие детей и их оздоровление :
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (физкультурная образовательная деятельность, утренняя гимнастика и т. д.);
- активный отдых (досуги, праздники и т. д.).
2. Индивидуальная работа (на свежем воздухе, в музыкально-спортивном зале).
3. Диагностирование физического развития и физических качеств детей.
По мере привыкания к ежедневным физическим упражнениям у детей вырабатывается потребность в них.
Актуальной задачей физического развития является поиск эффективных средств совершенствования в развитии двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях.
Проведение диагностического обследования детей, их двигательной деятельности и качеств дало возможность выявить недостатки в физическом развитии детей и наметить перспективы в работе, составить перспективные планы физкультурно-оздоровительной работы, картотеку комплексов утренней гимнастики, подвижных игр, считалок и скороговорок для работы с детьми. Помочь педагогам в организации условий для самостоятельной двигательной деятельности в группе.
Родители и педагоги пополняют развивающую среду в группах, изготавливают нестандартное спортивное оборудование: дорожки из следов, змейка из пуговиц, набивные мячи и т. д.
В группах оформлены спортивные уголки, и дети при желании могут заняться спортивными упражнениями: крутить обруч, прыгать на скакалке, играть в «классики», бросать мячи в цель. Для пополнения предметно-развивающей среды нестандартным оборудованием для двигательной деятельности проводился конкурс спортивных уголков.
Кроме того, две ежедневные прогулки насыщены подвижными и спортивными играми, бегом и лазанием. Самостоятельная двигательная деятельность детей осуществляется за счёт использования выносного спортивного оборудования (скакалки, мячи, бадминтон, обручи, игры для метания и атрибуты к подвижным играм).
Проводимая мной работа дала положительные результаты:
1. У детей сформированы первоначальные представления о здоровом образе жизни.
2. У большинства детей достаточный уровень развития физических качеств, развит интерес к различным формам двигательной активности.
3. Отмечено снижение частоты заболеваемости.
4. Возросла заинтересованность родителей в спортивной жизни детского сада.
5. Дети нашего детского сада посещают танцевальные кружки, спортивные секции. Выпускники занимаются в студии эстетической акробатики, футболом, карате и являются победителями и призерами в своей возрастной категории, имеют юношеские разряды.
А это значит, что с главной своей задачей – заложить ценность ЗОЖ, воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения,- наш детский сад справился. Ведь здоровье и общее развитие - основные составляющие для определения того уровня развития, при котором ребёнок может посещать школу и успешно справляться с требованиями учебно-воспитательного процесса.