Воронина Наталья
Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воронина Наталья Александровна
воспитатель детского сада «Солнышко» МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Публикация «Обобщение педагогического опыта работы „Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, детского сада, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребёнку своё представление о здоровом образе жизни. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими фактами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка, а также социальная напряжённость в обществе и интенсификация процесса обучения.
Я жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать и анализировать свои физические возможности, осознавать ответственность за свое тело и его здоровье.
Мною была организована работа с детьми старшего дошкольного возраста, которая направлена на коррекцию осанки и профилактику плоскостопия как в совместной деятельности, так и в режимных моментах, на укрепление общего здоровья детей.
Я разработала краткосрочный проект «Здорово быть здоровым!» с детьми старшего дошкольного возраста, которая направлена на оздоровление организма путём познания самого себя.
Для формирования осознанного отношения к здоровому образу жизни мной был разработан цикл непосредственной образовательной деятельности, соответствующий возрасту детей.
Изучив материал по данному направлению, я поставила следующие задачи:
• сформировать у детей адекватное представление об организме человека (о строении собственного тела);
• помочь создать целостное представление о своём теле;
• научить «слушать» и «слышать» свой организм;
• формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;
• привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи;
• развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
Выявив воспитательные и образовательные задачи, наметила пути к их разрешению: отбирала содержание, доступные детям методические приёмы и формы работы с ними.
Подбор НОД направлен на привлечение внимания ребёнка к своему телу, пробуждению интереса к дальнейшему самопознанию, усилению положительной мотивации, пониманию себя и другого, зависимости между состоянием организма и образом жизни человека.
Игровая форма преподнесения материала обусловлена их объёмностью и новизной. Игровая организация для детей помогает им легко войти в предлагаемую ситуацию и вызвать большой познавательный интерес. Дети закрепляют знания и навыки, получают новую информацию о своём теле, работе органов питания, культуре поведения.
В непосредственной образовательной деятельности я использую такие здоровьесберегающие технологии :
• гимнастика для глаз;
• массаж или самомассаж;
• корегирующая гимнастика
• упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия;
• пальчиковые игры;
• дыхательные упражнения;
• физкультминутки.
В лечебно- профилактической работе я провожу :
- постоянный контроль осанки детей;
- контроль дыхания детей на занятиях по физическому воспитанию;
- потребление фитонцидов (чеснока и лука);
- игровой массаж.
Предлагаемые детям знания распределены с учётом их возрастных особенностей, интеллектуальных возможностей, конкретности мышления, а также опоре при изучении нового на наглядность, чувства и ощущения.
По каждому разделу проекта используются и такие мероприятия как: валеологические рассказы, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение специальной художественной литературы.
Я ориентируюсь не только на уровень усвоения ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществить активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Как показывает практика, ни одна программа ДОУ не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско- взрослое.
Полученные детьми знания в НОД должны непременно подкрепляться в повседневной жизни как в детском саду, та и дома. Необходим также положительный пример взрослых и, в первую очередь, родителей. Ведь ребенка нужно приучать к порядку с малых лет, и лучший помощник в этом деле- это пример родителей.
Данная тема очень актуальна в наше время. Ведь здоровье наших детей в наших руках. Для достижения высоких результатов необходимо устраивать спортивно- оздоровительные праздники для детей и их родителей.
Уважаемые папы и мамы! Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка. ***Следите за соблюдением режима дня ребенка. ***Беседуйте с ребенком о необходимости беречь собственное здоровье, демонстрируя своим примером. ***Проводите с ребенком закаливающие процедуры, чаще бывайте вместе с ним на свежем воздухе. ***Старайтесь посещать вместе с ребенком спортивные мероприятия, приучайте к занятию спортом. ***Следите за правильным питанием ребенка. ***Помните, здоровый ребенок - успешный человек!