Елена Карпушина
Формирование основ безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как развивать в детях- дошкольниках навыки безопасного поведения и приобщить их к здоровому образу жизни.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни и основах безопасного поведения играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечают многие ученые – проблема не только медицинская, но и педагогическая.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Безопасность, ОБЖ. Рисование
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
В период дошкольного детства ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Те не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением.
Рассмотрим особенности формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни и основах безопасного поведения на примере занятий изобразительной деятельностью.
Наиболее подходящим для опыта этой работы я считаю использование следующих педагогических принципов.
1) Принцип доступности.
Учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста.
2) Принцип индивидуализации.
Определяется учетом индивидуальных особенностей ребенка.
3) Принцип повторяемости материала.
Только при многократных повторениях в памяти ребенка будут откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.
4) Принцип наглядности.
При разучивании учебного материала постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты-эксперименты. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь обратного слова и наглядности. Стихи, элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.
Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, конструировании и т. д. Манипулируя с предметами на занятиях изобразительной деятельностью, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка могут быть предметы, неправильное использование которых может нанести вред его здоровью.
Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе непосредственно изобразительной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания о правильном использовании таких инструментов, как ножницы, карандаши, кисточки, и т. д. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, мы используем и нетрадиционные средства изобразительной деятельности такие как, ватные палочки, зубочистки, пробки, пластиковые бутылки, пенопласт и т. д. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
В своей работе я использую следующие виды нетрадиционного рисования:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- оттиск пробкой;
- оттиск смятой бумагой;
- оттиск поролоном;
- оттиск поролоном;
- оттиск пенопластом;
- рисование ватными палочками;
- рисование зубной щеткой;
- тампонирование.
Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования.
Как же я решаю задачи формирования навыков безопасного поведения и здорового образа жизни через рисование? Например, нетрадиционное рисование – оттиск пробкой, в этой технике используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. Так, на занятии «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!» мы закрепляли знания о светофоре и правилах поведения на перекрестке. Для провыедения данного вида непосредственно образовательной деятельности предусмотрена такая предварительная работа, как: рассматривание иллюстраций, изучение правил поведения на дороге, экскурсия к перекрестку, знакомство со светофором в процессе игры и детской деятельности.
Еще один вид нестандартного рисования – рисование тампоном из марли или поролоном, ребенок обмакивает палочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.
Так с помощью занятия по теме «Тили-тили-тили бом! Загорелся кошкин дом», мы закрепили знания о пожарной безопасности, о пользе и вреде огня. В предварительной работе мы знакомились с произведением С. Я. Маршака «Кошкин дом», потешками о пожаре, рассматривали альбом «01», проводили игры пожарной машиной.
Так же в своей работе я использую такой вид нетрадиционной техники как рисование зубной щеткой. Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Прежде чем применить данный материал в изобразительной деятельности, я провела беседу о традиционном использовании этого предмета, с целью расширения знаний детей о правилах личной гигиены, чистоте и аккуратности. Вспомнили, что чистить зубы нужно два раза в день, перед этим тщательно вымыть руки, что не следует засовывать зубную щетку глубоко в рот и бросать на пол, и самое главное, что ни в коем случае нельзя чистить зубы чужой зубной щеткой, всегда нужно использовать только свою.
Детям всегда забавно использовать известный предмет в необычных целях, ребенок опускает в гуашь зубную щетку и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе зубная щетка в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Перед началом рисования, необходимо напомнить, что щетку мы уже не берем в рот, так как мы будем на нее набирать краску, а она может нанести вред здоровью. Краской и зубной щеткой пользуемся аккуратно, избегая попадания в глаза. Так же напоминаем, что нельзя баловаться, крутиться за столом, чтобы не испачкать и не поранить себя и товарища щеткой.
Работая с детьми, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Также применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям раскрыть и обогатить свои творческие способности, ощутить незабываемые положительные эмоции являются неотъемлемой частью формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.