Мария Боровкова
Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста с использованием наглядно-практического материала
▼ Скачать + Заказать документы
Тема нашей работы звучит следующим образом : "Формирование предпосылок здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста с использованием наглядно-практического материала".
Актуальность данной темы заключается в том, что, во-первых, здоровьесбережение ребенка - важнейшая задача дошкольного образования.
Во-вторых, согласно ФГОС, РППС - необходимая составляющая образовательного процесса : она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Публикация «Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста с использованием наглядно-практического материала» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2019
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Принципы построения РППС:
• Безопасность
• Информационная насыщенность
• Полифункциональность
• Трансформируемость
• Вариативность
• Доступность
Необходимо уточнить значение следующих терминов:
Здоровье.
«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» - устав ВОЗ
Здоровый образ жизни.
ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом (Википедия).
Наглядность
Наглядность - характеристика научных знаний, связанная с возможностью представления изучаемых объектов и явлений в образной, чувственно воспринимаемой форме. Стремление к построению «картин» соответствующей предметной области исследования… (Энциклопедия эпистемологии и философии науки).
Практические материалы РППС – те, которые используются в практической детской деятельности (авт.).
Цель: формирование предпосылок здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста путем использования наглядно-практических материалов.
Задачи:
Формировать у детей представления о здоровье, здоровом образе жизни и его составляющих.
Содействовать физическому развитию ребенка с помощью атрибутов развивающей предметно-пространственной среды.
Воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни.
Идея: Путём системного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды и дифференцированного использования детьми наглядных, практических её компонентов помочь укреплению опорно-двигательного аппарата, мышечной, пищеварительной и других систем организма воспитанников.
Разделы РППС по формированию ЗОЖ :
Физические упражнения, закаливание
Соблюдение гигиены и режим дня
Строение тела, органы чувств
Рациональное питание.
Этапы создания компонентов развивающей предметно-пространственной среды по здоровьесбережению :
1. Определение желаемого результата.
2. Постановка цели и задач по проектированию компонента.
3. Анализ реальной ситуации (наличие других материалов и игрового оборудования, отношение к реализуемой программе, региональные особенности).
4. Планирование и реализация проекта.
5. Внедрение в групповую среду.
6. Мониторинг и анализ (соотнесение желаемого и полученного результата).
Пример: пособие «Дыхательный бильярд»
1. Правильное дыхание, меткость, координация движений.
2. Изготовление полифункционального пособия, соответствующего принципам РППС.
3. Соответствие задачам разделов ООП «Физическое развитие», «Речевое развитие».
4. Подбор материала для пособия (картона, плёнки);
5. Выбор способов реализации основы (конструирование типа коробки с отверстиями, изготовление;
6. Ознакомление детей с пособием на занятии по развитию речи;
7. Активное использование пособия детьми, возможность использования двумя детьми одновременно, использование различных по весу шариков.
Раздел «Физическое развитие» (по основной образовательной программе включает : физические упражнения, закаливание; органы чувств, части тела; рациональное питание, режим дня).
Были изготовлены следующие пособия для развития у детей младшего дошкольного возраста основных видов движений.
Ходьба: Разноцветные дуги – упражнять в перешагивании.
Прыжки: Геометрические трафареты – упражнять в прыжках.
Метание: Мишень «Котик» - упражнять в прокатывании мяча.
Метание: Разноцветные дуги – упражнять в метании в горизонтальную цель.
Физические упражнения (координация, согласованность движений) помогают выполнять пособия:
«Веселый круг» - развивать координацию движений, согласованность действий
«Паутинка» - развивать мелкую моторику
«Веселые дорожки» - развивать координацию движений
«Горки» - упражнять в прокатывании шарика
В закаливании мы используем :
«Разноцветные дорожки» - профилактика плоскостопия, воздушные ванны.
«Колечки и бусинки» -профилактика плоскостопия, воздушные ванны.
Развивать представление об органах чувств, частях тела нам позволяют:
«Дощечки» - развивать тактильное восприятие.
«Милый коврик» – тактильное восприятие
«Котофей-здоровей» - тактильное восприятие дорожек.
Макет «Мальчик Коля» - закреплять названия частей тела.
«Листопад», «Дождик» - дыхательная гимнастика.
Как мы дышим: «Подуй в трубочку» - упражнять в длительном выдохе.
«Качели» - дыхательная гимнастика для двоих.
Получить представление о здоровой еде мы можем, используя следующие пособия :
«Котофей-здоровей» и полезная еда.
Д/и «Еда здоровая и не очень».
Режим дня, гигиену помогают соблюдать:
Игра «Что сначала, что потом» - формировать представление о режиме дня
Доктор Айболит: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Алгоритм «Части суток» - знакомить детей с частями суток
Прогулка, игра «Птички» – формирование потребности в движениях, прогулках.
В своей деятельности мы используем следующие средства ТСО:
Сенсорная панель: фото, слайды, иллюстрации, картинки.
Нетбук: составление программных игр, презентаций
При формировании у детей предпосылок здорового образа жизни активно использовалось взаимодействие с семьей. Были задействованы следующие формы взаимодействия :
Анкетирование родителей на тему «Придерживается ли ваша семья здорового образа жизни?»
Общее собрание для родителей воспитанников МБДОУ №119 на тему ЗОЖ с участием психолога и инструктора по плаванию.
Участие родителей в конкурсе построек из снега.
Конкурс «Фирменное семейное блюдо» (с учетом рекомендаций по питанию).
Таким образом, мы считаем, что по данной теме была проведена обширная, планомерная работа. Цель ее, а именно, формирование предпосылок здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста путем использования наглядно-практических материалов, была достигнута. Об этом свидетельствуют результаты диагностики.
Сравнительная диагностика: представлено состояние на начало и конец учебного года:
Усвоение детьми раздела программы оценивалось по следующим показателям:
• Основные виды движений. 63-88%
• Представления детей о ЗОЖ. 30-85%
Благодарим за внимание!