Лучший педагог года

Формирование этнокультурной компетентности у учащихся с ЗПР

Марина Васильева
Формирование этнокультурной компетентности у учащихся с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы по различным причинам (объективным и субъективным) значительно увеличились миграционные потоки. В этой связи усилились существующие проблемы интеграции мигрантов в сообщество страны пребывания и обучения их государственному языку.

Формирование языковых и этнокультурных фоновых знаний при работе с детьми-мигрантами представляет собой наиболее трудный этап коррекции, так как включает в себя задачи овладения всеми речевыми и языковыми навыками и требует знания широкого круга русскоязычных текстов.

Публикация «Формирование этнокультурной компетентности у учащихся с ЗПР» размещена в разделах

Этнокультурная компетентность учащихся – это наличие знаний о разных культурах, умение правильно оценивать условия взаимоотношений с представителями других культур, готовность учащихся к взаимопониманию и взаимодействию.

Мы на коррекционно-развивающих занятиях побуждаем детей-инофонов включаться в позитивное межэтническое взаимодействие и сотрудничество, которое будет возможным при условии, что учащийся может проявлять национальную и религиозную терпимость, чувствовать ответственность за свои поступки. Чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знакомить детей и их семьи с культурным наследием России.

Основным средством при развитии связной речи и формировании этнокультурной компетенции учащихся на дефектологических занятиях являются тексты с этнокультурным содержанием.

Под текстом с этнокультурным содержанием понимается описание определённых ситуаций, исторических, бытовых в которых представлены этнические особенности русской культуры.

Формирование и расширение лингвострановедческих знаний осуществляется не только за счет знакомства с различными коммуникативными ситуациями, но и за счет введения прецедентных текстов. При этом очень важную роль играет иллюстрация, вбирающая в себя культуроведческую информацию. Иллюстрации позволяют в значительной мере реализовать коммуникативный подход в обучении.

Тексты, использующиеся в качестве основы материала для обучения, отвечают задачам формирования широкой и разносторонней культурологической и страноведческой компетенции. Огромную роль в этом случае играет научно-популярный текст, а также тексты разной жанровой и стилистической направленности.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

Развитие связной речи. Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи — диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять). Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся содержания представленных текстов.

Развитие лексической стороны речи. Работа над словом — это прежде всего работа по осмыслению его значения. В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого воспитания) следует стремится к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность и правильность. Эта работа проводится в форме словесных упражнений, выполнения творческих заданий.

Формирование грамматического строя речи. Специальное внимание при обучении детей построению предложения уделяется упражнениям на употребление правильного порядка слов, на преодоление синтаксического монотона (т. е. повторения однотипных конструкций, правильное согласование слов. Наряду с этим у учащихся формируется элементарное представление о структуре предложения.

Развитие звуковой стороны речи. Фонетическая сторона связана со звуковым оформлением текста (интонационная выразительность, оптимально выбранный темп, дикция, что во многом обусловливает характер эмоционального воздействия на слушателей. Особый пласт образовательной работы связан с развитием у детей-инофонов умения пользоваться интонацией — строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный «заряд». Параллельно с этим осуществляется формирование умений использовать темп, громкость произношения в зависимости от ситуации. Обращая внимание ребенка на интонацию, педагог развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма.

Развитие образной речи. Не менее значим аспект образности, поскольку, используя разнообразные грамматические и стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений, ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Очень сложно объяснить ребёнку-инофону выражение полетел компьютер т. е. (‘cломался’? Дело в том, что языковая метафора (мы не имеем в виду авторскую метафору) совмещает, синтезирует в себе абстрактное и конкретное.

Работа с текстами

Работе над текстом может предшествовать тематический диалог.

На первом этапе предлагается чтение всего текста вслух. Затем,

чтение вслух словаря (выделен полужирным курсивом). В наиболее сложных для произношения словах проставлено ударение, что также позволит облегчить работу учащихся с текстом.

Курсивом выделен лексический материал для словарных диктантов. Подобная особенность представленных текстов позволит учащимся уверенней справляться с подготовкой к пересказу, будет способствовать закреплению навыка выделения главного в тексте.

Особого внимания заслуживает включение изучаемого слова в такие отношения, как:

• род и вид ( дерево: берёза, ель, дуб….);

• целое и часть ( дерево: корень, ствол, ветви, листья);

• действие – орудие (укрывать – ветвями, листвой);

• деятель – действие (листья – шелестят);

• предмет – признак (ель – зелёная).

Второй этап включает в себя письменную работу в таблице по тексту

в которую входят ответы на вопросы и выполнение заданий устно или письменно. Затем следует составление простого плана (устно или письменно, по количеству абзацев).

На заключительном этапе, задание в таблице предусматривает написание мини-диктанта с использованием, выделенного в тексте курсивом словаря, а также последующую его самопроверку (взаимопроверку).

Таким образом, усвоение норм русского языка, это вхождение в новую культуру, освоение ее, адаптация в новых жизненных условиях. Это одна из важнейших задач общеобразовательной школы.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование этнокультурной компетентности у учащихся с ЗПР
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 13:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование этнокультурной компетентности у учащихся с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Марина Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД