Оксана Соснина
Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вам опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой".
Речь – это продукт общественно-исторического развития. В ней отражаются история народа, система социальных отношений, культура.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Овладение языковыми формами, развития речи и навыков общения у детей происходит в деятельности. В процессе общения ребенок активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.
Анализируя современную речь взрослого, можно сказать, что это далеко не идеальный образец для ребенка.
Эту проблему мы обсуждали с родителями за «круглым столом».
Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
Уважаемые родители. Как часто вы используете иностранные слова в своей речи.
***
Очень часто взрослые используют иностранные слова, которыми заменяют русские. Предлагаю попробовать сделать наоборот.
«шопинг» - покупки
«менеджер» - управляющий производством.
«рейтинг» - оценка
«вау» - русское междометие «о»
«уик энд» - выходной
«хит» - популярные песни.
Стоит ли боятся новых иностранных слов?
***
Лексические заимствования, по словам академика Л. С. Щербы обогащают русский язык, если оно разумно. Когда русское благозвучное слово заменяется иностранным это тревожно.
Группа педагогов и ученых таких, как Феликс Александрович Сохин, А. Г. Арушанова, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и другие, пришли к выводу о том, что цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи на основе овладения литературным языком своего народа.
В наше время получая очень большой и сложный поток информации, дети зачастую теряют интерес к нашим сказкам и играм. Все это может привести к тому, что речь детей превратится в маловыразительную, скучную и однообразную. Не исключение дети и моей группы. Для того чтобы предотвратить ситуацию, я поставила следующие задачи.
Чтобы воспитать интерес, уважение, любовь к живому русскому слову и к русской культуре, необходимо ребенка «окунуть» в атмосферу прошлого, пробудить в душе ребенка любознательность и чувство прекрасного.
В соответствии с утвержденными и введенными в действие федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы я использовала проектный метод, так как он предполагает интеграцию различных видов деятельности. Совместно с детьми разработала и реализовала цикл из пяти взаимосвязанных проектов.
Цель первого проекта :научить детей находить сходства и различия в предметах современного быта и быта русского народа, приобщить дошкольников к прошлому родной культуры.
Создание в детском саду русской горницы помогло ввести детей в особый самобытный мир русской старины. Благодаря этому словарь детей расширился : они узнали названия старинной русской утвари, мебели.
Дети научились ловко управляться с ухватом и коромыслом,
люлькой и утюгом. Играя в русской горницы, дети обнаружили там рукотворную куклу.
Желание детей выяснить из чего и как делали кукол, и можно ли с ними играть стало целью следующего проекта.
Народная кукла всегда давала детям большие возможности для самовыражения. Через игру с куклой ребенок учиться выражать свои чувства, приобретает опыт общения и разрешения конфликтов.
Даже М. Е. Салтыков – Щедрин писал «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».
Многие из детства помнят слова С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора,- Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать если нет возможности пойти в музей?
Поэтому при реализации этого проекта, мы создали собственный, пусть и маленький музей «Рукотворные куклы»
Наш музей особенный, потому что экскурсоводами в нем работают сами дети. После завершения проекта интерес детей возрос к играм прошлого. Им захотелось узнать, в какие игры еще играли их прабабушки.
Так появился следующий проект, цель которого научить детей: играть в русские народные игры и самостоятельно, весело, интересно проводить с друзьями свободное время.
Игра воспитывает навыки общения и речи, способствует расширению кругозора.
Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении текстами, побуждают детей проявлять все свои речевые знания и эмоциональные качества.
За время реализации проекта, дети узнали много новых народных игр,а вместе с тем расширили представления о быте народа, народных традициях, приметах.
Тему следующего проекта подсказали сами дети. Каждый раз наряжаясь к празднику в русские народные костюмы и любуясь собой, дети задавали много вопросов : кто и как в старину шил наряды, чем украшали одежду…
Изучив запросы детей, я подготовила развлечение, познавательный материал по детскому дизайну и рисованию. Благодаря этому дети пополнили свой словарь: они узнали что такое - кушак, кокошник, девичья головная повязка, картуз, косоворотка и др.
Дети научились комплектовать одежду для мальчиков и девочек,
узнали, какую одежду носили в праздники и в будние дни, научились самостоятельно ее украшать.
Цель последнего проекта пополнить знания детей о народных промыслах, вызвать интерес девочек к вышиванию.
Сегодня из нашей жизни исчезло кружевоплетение, забывается вышивка, только вязаные вещи остались в «почете» .
А ведь вещи сделанные своими руками с особой простотой, яркими красками и умелым использованием материала воспитывает в детях чувство прекрасного, развивает воображение, мелкую моторику рук, совершенствует речь детей. Девочки научились вышивать, подбирать нужный цвет ниток, узнали много интересного о народных промыслах.
После реализации всех проектов был проведен сравнительный анализ результатов диагностики.
высокие результаты мы добились благодаря поддержке родителей : они были активными участниками и помощниками во всех проектах.
Результатом моей работы считаю следующее: дети стали проявлять уважение и любовь к живому русскому слову и к русской культуре, интересоваться сказками, былинами, использовать в речи русские пословицы и поговорки, придумывать свои сказки с народными героями.
Детьми был создан «Толковый сказочный словарик» - он составлялся по запросам.
Логика детей проста : Если медведица, то Настасья Петровна, значит папа Петр. Почему отчество у лисы Патрикеевны нерусское….
Вот как это объясняют дети слова из толкового словарика.
Работу по ознакомлению детей с русской народной культурой я продолжила с малышами.
Так как возраст от двух до пяти лет уникален по своему значению для речевого развития.