Приложение МААМ

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

Оксана Соснина
Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой
▼ Скачать + Заказать документы

Представляю вам опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой".

Речь – это продукт общественно-исторического развития. В ней отражаются история народа, система социальных отношений, культура.

Публикация «Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой» размещена в разделах

Овладение языковыми формами, развития речи и навыков общения у детей происходит в деятельности. В процессе общения ребенок активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Анализируя современную речь взрослого, можно сказать, что это далеко не идеальный образец для ребенка.

Эту проблему мы обсуждали с родителями за «круглым столом».

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Уважаемые родители. Как часто вы используете иностранные слова в своей речи.

***

Очень часто взрослые используют иностранные слова, которыми заменяют русские. Предлагаю попробовать сделать наоборот.

«шопинг» - покупки

«менеджер» - управляющий производством.

«рейтинг» - оценка

«вау» - русское междометие «о»

«уик энд» - выходной

«хит» - популярные песни.

Стоит ли боятся новых иностранных слов?

***

Лексические заимствования, по словам академика Л. С. Щербы обогащают русский язык, если оно разумно. Когда русское благозвучное слово заменяется иностранным это тревожно.

Группа педагогов и ученых таких, как Феликс Александрович Сохин, А. Г. Арушанова, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и другие, пришли к выводу о том, что цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи на основе овладения литературным языком своего народа.

В наше время получая очень большой и сложный поток информации, дети зачастую теряют интерес к нашим сказкам и играм. Все это может привести к тому, что речь детей превратится в маловыразительную, скучную и однообразную. Не исключение дети и моей группы. Для того чтобы предотвратить ситуацию, я поставила следующие задачи.

Чтобы воспитать интерес, уважение, любовь к живому русскому слову и к русской культуре, необходимо ребенка «окунуть» в атмосферу прошлого, пробудить в душе ребенка любознательность и чувство прекрасного.

В соответствии с утвержденными и введенными в действие федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы я использовала проектный метод, так как он предполагает интеграцию различных видов деятельности. Совместно с детьми разработала и реализовала цикл из пяти взаимосвязанных проектов.

Цель первого проекта :научить детей находить сходства и различия в предметах современного быта и быта русского народа, приобщить дошкольников к прошлому родной культуры.

Создание в детском саду русской горницы помогло ввести детей в особый самобытный мир русской старины. Благодаря этому словарь детей расширился : они узнали названия старинной русской утвари, мебели.

Дети научились ловко управляться с ухватом и коромыслом,

люлькой и утюгом. Играя в русской горницы, дети обнаружили там рукотворную куклу.

Желание детей выяснить из чего и как делали кукол, и можно ли с ними играть стало целью следующего проекта.

Народная кукла всегда давала детям большие возможности для самовыражения. Через игру с куклой ребенок учиться выражать свои чувства, приобретает опыт общения и разрешения конфликтов.

Даже М. Е. Салтыков – Щедрин писал «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

Многие из детства помнят слова С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора,- Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать если нет возможности пойти в музей?

Поэтому при реализации этого проекта, мы создали собственный, пусть и маленький музей «Рукотворные куклы»

Наш музей особенный, потому что экскурсоводами в нем работают сами дети. После завершения проекта интерес детей возрос к играм прошлого. Им захотелось узнать, в какие игры еще играли их прабабушки.

Так появился следующий проект, цель которого научить детей: играть в русские народные игры и самостоятельно, весело, интересно проводить с друзьями свободное время.

Игра воспитывает навыки общения и речи, способствует расширению кругозора.

Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении текстами, побуждают детей проявлять все свои речевые знания и эмоциональные качества.

За время реализации проекта, дети узнали много новых народных игр,а вместе с тем расширили представления о быте народа, народных традициях, приметах.

Тему следующего проекта подсказали сами дети. Каждый раз наряжаясь к празднику в русские народные костюмы и любуясь собой, дети задавали много вопросов : кто и как в старину шил наряды, чем украшали одежду…

Изучив запросы детей, я подготовила развлечение, познавательный материал по детскому дизайну и рисованию. Благодаря этому дети пополнили свой словарь: они узнали что такое - кушак, кокошник, девичья головная повязка, картуз, косоворотка и др.

Дети научились комплектовать одежду для мальчиков и девочек,

узнали, какую одежду носили в праздники и в будние дни, научились самостоятельно ее украшать.

Цель последнего проекта пополнить знания детей о народных промыслах, вызвать интерес девочек к вышиванию.

Сегодня из нашей жизни исчезло кружевоплетение, забывается вышивка, только вязаные вещи остались в «почете» .

А ведь вещи сделанные своими руками с особой простотой, яркими красками и умелым использованием материала воспитывает в детях чувство прекрасного, развивает воображение, мелкую моторику рук, совершенствует речь детей. Девочки научились вышивать, подбирать нужный цвет ниток, узнали много интересного о народных промыслах.

После реализации всех проектов был проведен сравнительный анализ результатов диагностики.

высокие результаты мы добились благодаря поддержке родителей : они были активными участниками и помощниками во всех проектах.

Результатом моей работы считаю следующее: дети стали проявлять уважение и любовь к живому русскому слову и к русской культуре, интересоваться сказками, былинами, использовать в речи русские пословицы и поговорки, придумывать свои сказки с народными героями.

Детьми был создан «Толковый сказочный словарик» - он составлялся по запросам.

Логика детей проста : Если медведица, то Настасья Петровна, значит папа Петр. Почему отчество у лисы Патрикеевны нерусское….

Вот как это объясняют дети слова из толкового словарика.

Работу по ознакомлению детей с русской народной культурой я продолжила с малышами.

Так как возраст от двух до пяти лет уникален по своему значению для речевого развития.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой» Над данной темой я работаю не первый год. И пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу –.

Консультация «Принципы ознакомления дошкольников с культурой родного края» 1. принцип системности представлен в поэтапном познании города ребенком за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения;.

Консультация Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

Нравственно-патриотическое воспитаение дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образованием Кушвинского городского округа Муниципальное.

Занятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклойЗанятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклой О несказанные Осетии красоты! Кто вас придумал, чей гений вас творил? Мераб Зассеты Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники,.

Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий Слайд № 1 Вашему вниманию предлагается презентация на тему: «Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных.

Проект «Воспитание коммуникативных навыков у дошкольников посредством ознакомления с фольклором» ВВЕДЕНИЕ В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда средства массовой информации и всеобщая компьютеризация, зачастую.

Развитие речи дошкольников посредством здоровьесберегающих инновационных технологий в ДОУ Актуальность В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается.

«Русская изба». Знакомство детей раннего возраста с русской народной культурой«Русская изба». Знакомство детей раннего возраста с русской народной культурой "Русская изба" макет для использования в игровой деятельности (индивидуально, подгруппами). Цель:познакомить детей с русской народной культурой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой
Опубликовано: 8 января 2017 в 09:47
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Соснина (УИ 30552) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД