Приложение МААМ

Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста

Мария Бояркина
Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Любой народ по - своему велик,

Бесценен вклад его в наследство веков

Так сбережем свою культуру и родной язык

Как самое на свете дорогое.

По словам Николая Михайловича Карамзина «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомысленен».

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции.

Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мира стремятся сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры.

Публикация «Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Я думаю, что региональная культура должна стать первым шагом в освоении детьми богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Поэтому приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.

Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Я сама мордовка, мне всегда было интересно заниматься изучением моей родной национальной культуры.

Работая в нашем детском саду, наблюдая за детьми, даже из мордовских семей, я выяснила, что они не знают родного языка, родных традиций. И я встревожилась, поняла, что это проблема, которая заставила меня задуматься, что я могу сделать, чтобы дети знали родной язык, не теряли мордовские корни, не утратили народные традиции?

Нужно, чтобы дети приобрели не просто знания, а этнокультурные компетенции, которые позволили бы им прочувствовать значимость этих знаний и умений и использовать их в жизни. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа.

Сущность этнокультурной компетенции заключается в том, что ребёнок, обладая данной компетенцией, выступает активным носителем этнического опыта, который он получает в реальной жизни в учебно-познавательном процессе.

Конечно, этой проблемой занимаются многие педагоги уже много лет, но наряду с традиционными формами, я старюсь внести инновации.

Новизна опыта состоит в использование и разработке дидактического сопровождения по приобщению детей к уникальной материальной и духовной мордовской культуре.

Планируя работу в данном направлении, провела анкетирование и выяснила, что многие родители хотят, чтобы их дети знали свой родной язык. Я разработала программу кружка мордовской национальной культуры «Чипайне», куда включила материал из разных источников, в том числе использовалась программа «Валдоня» под редакцией Л. П. Карпушкиной, программа Исайкиной, методическое руководство «Мы в Мордовии живем», «Легенды и предания древней мордвы» под редакцией Т. Багровой и Лидии Седовой. Рассказ из истории мордвы. Рассказы о древней мордве для маленьких читателей

Целью моей работы по формированию этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является : формирование этнокультурной компетентности, национального самосознания.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

1. приобщение детей к культуре своего народа;

2. воспитание доброжелательного отношения представителям разных этнических групп, воспитание в детях толерантности;

3. развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурных национальных ценностей;

4. формирование художественно – творческих способностей дошкольников.

Вся работа строится с учетом обще-дидактических принципов.

• Связь обучения с жизнью – это значит, что знакомство детей с национальной культурой должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Необходимо учитывать, что окружающая обстановка действует на растущего человека, его интересы и не последнюю роль играет социокультурное окружение.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей при выборе национального материала.

• Принцип наглядности, который позволяет обеспечивать познание детьми предметов и явлений, организовать осознанное восприятие действительности и наблюдение за ней.

Программа, по которой я работаю, состоит из трё х блоков:

1. Блок: «Мордовия - наш край родной»

2. Блок «Быт и традиции мордовского народа»

3. Блок «Культура и искусство мордовского народа»

1. Блок: «Мордовия наш край родной»

Знакомство с родной республикой Мордовией начинаю с элементарных историко-географических представлений о родном крае. С помощью альбомов, видеоматериалов знакомлю детей с местоположением Мордовии, особенностями климата, природными богатствами, с достопримечательностями.

Исходя из местных возможностей, знакомлю детей с неповторимой природой родного края его обитателями (слайды).

Совершая экскурсии с детьми, обращаю внимание детей на добротные дома с красивыми резными наличниками, сделанными мастерами-умельцами нашего края, особенно славятся мастерством умельцы села Баева (слайды)

Дети были восхищены увиденной фотовыставкой талантливого художника и резчика по дереву Аверьянова Сергея Сергеевича. (слайды).

Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как литературная гостиная: в мордовской избе знакомимся с творчеством мордовских писателей, авторами рассказов, сказок, стихов (слайды выставки книг).

Провела творческий вечер поэтессы нашего поселка - Володиной Валентины Евстегнеевны. Она рассказала о своём творчестве и сочинила для наших ребят стихи.

Во время экскурсии в поселковую библиотеку, познакомились с выставкой книг о Мордовии. Я считаю, что важным моментом при знакомстве с национальными особенностями края является посещение краеведческого музея.

Вместе с родителями посетили дом-музей знаменитого скульптора С. Д. Эрьзи в селе Баева.

Дети с большим интересом рассматривали экспозицию, где выставлены старинные орудия труда, домашняя утварь, национальная одежда. Дети были восхищены красочностью национальной одежды мордовских женщин.

Также совершили экскурсию в музей родного посёлка Тургенево, музей АСТЗ, где познакомились с историей завода, его продукцией, знаменитыми тружениками. На этом заводе трудятся многие родители.

Наряду с традиционными формами работы

я использую и нетрадиционные: виртуальное путешествие: «Саранск-столица моей республики Мордовии», «Виртуальная экскурсия в музей С. Д. Эрьзи»

с использованием компьютерных технологий и мультимедийной техники.

2. Блок: «Быт и традиции мордовского народа»

(слайд)

Изучение быта мордовского народа я начала с мордовской избы.

Именно здесь впервые дети смогли не только увидеть, но и потрогать убранство, рассмотреть старинную посуду, домашнюю утварь: глиняные чашки и горшки, деревянные ложки, сундук для приданного и обувь лапти, колыбель, самовар: предметы труда: прялку, веретено.

Все эти предметы старины вызывают у моих воспитанников большой интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представление о жизни предков.

Дети с большим интересом рассматривали мордовский национальный костюм, их восхитила его яркость, красочность и разнообразие украшений из монет, бус, бисера, лент. Этот костюм передаёт неповторимость, выразительность характера мордовского народа.

Тысячелетие совместного проживания русского и мордовского народов, наложили свой отпечаток на традиции. Мордва также празднует русские праздники.

Провожу традиционно русские праздники включая мордовские обряды.

«Праздник урожая» - «Сырнень сёксь», «Пасха» -«Ине чи». «Здравствуй. матушка зима» - «Теле - телине», «Масленица»- «Мастянь чи». Но одно из самых любимых детьми мероприятий это «Красная горка» - «Якстере пандыне», дети показывают не только своё творчество, но и здоровый дух, и физическую подготовленность.

Дети катали яйца, прыгали через костёр, соревновались в силе и ловкости.

Традиционно каждой весной провожу музыкально-литературный праздник. «Шумбрат, Мордовия», в репертуар которого включаю мордовские танцы, потешки, прибаутки, эпизоды из сказок, поговорки. На этом празднике дети чувствуют себя настоящими актёрами, показывают, что усвоили и чему научились в течение года.

3. Блок: «Культура и искусство»

(слайд)

Я считаю, что важным средством этнокультурного воспитания детей является мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихи.)

Она открывает ребёнку мир человеческих чувств и взаимоотношений, даёт прекрасные образы литературного языка.

Очень любят дети принимать участие в инсценировании сказок: «Диль-диль, дедынька», «Как собака друга искала», «Кот и лиса», «В лесной избушке», «Мальчик с пальчик»,

Дети горячо переживают все события, которые происходят с их любимым героями. Показываем детям других групп всем знакомые русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» с параллельным использованием мордовской речи.

Я знакомлю детей с различными музыкальными жанрами мордовского фольклора. Наиболее доступны для дошкольников календарно-обрядовые песни. Практика показывает, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

Мы не прослушиваем с детьми произведения мордовских

композиторов - этим занимается музыкальный руководитель. Я их использую как фон к прослушиванию сказок, в инсценировках во время рисования.

Да, нам приходится нелегко, потому что дети русскоязычные, возникают сложности в запоминании и воспроизведении текста, не приходится рассчитывать на быстрый успех, но различные методы разучивания песен использую такие методы как «погружение в мир бытования песни» проигрываем сюжет песни, дети знакомятся с традициями, обычаями и верованиями мордвы. Опираясь на детей мордовской национальности, частое возращение к переводу, разучиваем песни: «Пиземне», «Дёголь-дёголь», «Вай каткине, каткине», «Нумолнэ», «Утю балю».

Особое значение имеют колыбельные песни, которые дают возможность реализовать свои добрые чувства: ласку и доброту в художественном образе.

В движениях музыка детям становится более понятной и легче усваивается, придавая, движениям особую выразительность, четкость, ритмичность.

Разучиваем несложные танцы, составленные из характерных мордовских движений: «притоп», «потирание ладошек» - так крутили веретено: «лебёдушка», «солнышко». Особую роль я отвожу игровому фольклору.

Дети учатся быть организованными, поддерживают дружеские взаимоотношения. Разучили игры «В волков», «В петушки», «В круги», «Волк и зайцы», «Колечко», «Жмурки», «В ворону».

Разучить мордовскую игру не так просто: они отличаются сложным сюжетом, сопровождаются мордовскими считалками, закличками, которые необходимо заучивать наизусть. Изучая опыт педагогов, я заметила, что часто недооценивается роль дидактических игр с этносодержанием, тогда как именно они могут выступить одним из важных средств, приобщения детей к этнокультуре.

В дидактической игре легко интегрируется разнообразие содержания этнокультуры.

Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Я подбираю разнообразные по содержанию дидактические игры.

1. Для закрепления знаний о быте мордовского народа «Старинное-не старинное», «Посуда моей прабабушки, «Мебель в старину» -«Мебель в моём доме».

2. Расширить знания детей о разных народах помогают игры. «Угадай откуда я приехал», Чей костюм?».

3. Знакомство с элементами национального орнамента: «Чей орнамент», «Назови элементы мордовского орнамента».

4. Для закрепление владения мордовским языком: «Кто знает больше мордовских слов». «Волшебные мордовские слова».

«Сюкпря, инескеть, шумбрат».

5. В целях закрепления знаний о народных сказках провожу игры: «Сказка-загадка», «Сказка-иллюстрация.

Даю детям представление о народных промыслах мордвы: вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву.

Особо обращают внимание на используемые цвета: красный, жёлтый, чёрный, зелёный, фиолетовый. На аппликации создаём композиции мордовского орнамента, учимся составлять узоры, вырезать его элементы. Дети учатся располагать узоры не только на бумаге, но и расписывают игрушки, пасхальные яйца.

Всё начинается с семьи, и родители в моей работе - главные помощники. Они не просто интересуются, но и принимают активное участие в организации экскурсий, праздников, выставок, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду. Сшили мордовские костюмы для детей, обшили кукол для выставки «Мордовский хоровод». Активно участвовали в выставке мордовских блюд «Мордовская кухня» : парили, жарили, пекли, угощали национальными напитками.

Я провела мониторинг в начале и в конце года, на выявление этнокультурных компетенций детей за 2013-2014 учебный год, по трё м критериям: элементарный, средний, высокий.

Результаты диагностики показали, что в начале учебного года 21% детей имели элементарный уровень знаний о мордовском крае, его традициях и обычаях, у 42% был средний уровень и у 37% - высокий уровень. К концу учебного года диагностические срезы показали, 73% - высокий уровень, 16% - средний и элементарный составлял лишь 1% процент.

В начале года дети мало знали эрзянских слов, названия посуды, одежды, не все могли считать до 10, а к концу года обогатился словарный запас, стали знать много мордовских стихов, песен, поговорок, загадок, игр.

Таким образом, можно сделать вывод, что приобщение дошкольников к истокам национальной культуры имеет огромное значение. У дошкольника формируется любовь к родному краю, рождается чувство уважения к своему народу.

Дошкольное детство-яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок?

Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, но есть ещё и историческая память поколений. И мне хотелось бы верить, что я смогла передать её частичку детям, наполнив их сердца негаснущим светом любви к народной культуре.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 февраля 2020 в 17:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Бояркина (УИ 1694804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД