Мария Бояркина
Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Любой народ по - своему велик,
Бесценен вклад его в наследство веков
Так сбережем свою культуру и родной язык
Как самое на свете дорогое.
По словам Николая Михайловича Карамзина «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомысленен».
Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции.
Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мира стремятся сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры.
Публикация «Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Я думаю, что региональная культура должна стать первым шагом в освоении детьми богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Поэтому приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Я сама мордовка, мне всегда было интересно заниматься изучением моей родной национальной культуры.
Работая в нашем детском саду, наблюдая за детьми, даже из мордовских семей, я выяснила, что они не знают родного языка, родных традиций. И я встревожилась, поняла, что это проблема, которая заставила меня задуматься, что я могу сделать, чтобы дети знали родной язык, не теряли мордовские корни, не утратили народные традиции?
Нужно, чтобы дети приобрели не просто знания, а этнокультурные компетенции, которые позволили бы им прочувствовать значимость этих знаний и умений и использовать их в жизни. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа.
Сущность этнокультурной компетенции заключается в том, что ребёнок, обладая данной компетенцией, выступает активным носителем этнического опыта, который он получает в реальной жизни в учебно-познавательном процессе.
Конечно, этой проблемой занимаются многие педагоги уже много лет, но наряду с традиционными формами, я старюсь внести инновации.
Новизна опыта состоит в использование и разработке дидактического сопровождения по приобщению детей к уникальной материальной и духовной мордовской культуре.
Планируя работу в данном направлении, провела анкетирование и выяснила, что многие родители хотят, чтобы их дети знали свой родной язык. Я разработала программу кружка мордовской национальной культуры «Чипайне», куда включила материал из разных источников, в том числе использовалась программа «Валдоня» под редакцией Л. П. Карпушкиной, программа Исайкиной, методическое руководство «Мы в Мордовии живем», «Легенды и предания древней мордвы» под редакцией Т. Багровой и Лидии Седовой. Рассказ из истории мордвы. Рассказы о древней мордве для маленьких читателей
Целью моей работы по формированию этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является : формирование этнокультурной компетентности, национального самосознания.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
1. приобщение детей к культуре своего народа;
2. воспитание доброжелательного отношения представителям разных этнических групп, воспитание в детях толерантности;
3. развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурных национальных ценностей;
4. формирование художественно – творческих способностей дошкольников.
Вся работа строится с учетом обще-дидактических принципов.
• Связь обучения с жизнью – это значит, что знакомство детей с национальной культурой должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Необходимо учитывать, что окружающая обстановка действует на растущего человека, его интересы и не последнюю роль играет социокультурное окружение.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей при выборе национального материала.
• Принцип наглядности, который позволяет обеспечивать познание детьми предметов и явлений, организовать осознанное восприятие действительности и наблюдение за ней.
Программа, по которой я работаю, состоит из трё х блоков:
1. Блок: «Мордовия - наш край родной»
2. Блок «Быт и традиции мордовского народа»
3. Блок «Культура и искусство мордовского народа»
1. Блок: «Мордовия наш край родной»
Знакомство с родной республикой Мордовией начинаю с элементарных историко-географических представлений о родном крае. С помощью альбомов, видеоматериалов знакомлю детей с местоположением Мордовии, особенностями климата, природными богатствами, с достопримечательностями.
Исходя из местных возможностей, знакомлю детей с неповторимой природой родного края его обитателями (слайды).
Совершая экскурсии с детьми, обращаю внимание детей на добротные дома с красивыми резными наличниками, сделанными мастерами-умельцами нашего края, особенно славятся мастерством умельцы села Баева (слайды)
Дети были восхищены увиденной фотовыставкой талантливого художника и резчика по дереву Аверьянова Сергея Сергеевича. (слайды).
Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как литературная гостиная: в мордовской избе знакомимся с творчеством мордовских писателей, авторами рассказов, сказок, стихов (слайды выставки книг).
Провела творческий вечер поэтессы нашего поселка - Володиной Валентины Евстегнеевны. Она рассказала о своём творчестве и сочинила для наших ребят стихи.
Во время экскурсии в поселковую библиотеку, познакомились с выставкой книг о Мордовии. Я считаю, что важным моментом при знакомстве с национальными особенностями края является посещение краеведческого музея.
Вместе с родителями посетили дом-музей знаменитого скульптора С. Д. Эрьзи в селе Баева.
Дети с большим интересом рассматривали экспозицию, где выставлены старинные орудия труда, домашняя утварь, национальная одежда. Дети были восхищены красочностью национальной одежды мордовских женщин.
Также совершили экскурсию в музей родного посёлка Тургенево, музей АСТЗ, где познакомились с историей завода, его продукцией, знаменитыми тружениками. На этом заводе трудятся многие родители.
Наряду с традиционными формами работы
я использую и нетрадиционные: виртуальное путешествие: «Саранск-столица моей республики Мордовии», «Виртуальная экскурсия в музей С. Д. Эрьзи»
с использованием компьютерных технологий и мультимедийной техники.
2. Блок: «Быт и традиции мордовского народа»
(слайд)
Изучение быта мордовского народа я начала с мордовской избы.
Именно здесь впервые дети смогли не только увидеть, но и потрогать убранство, рассмотреть старинную посуду, домашнюю утварь: глиняные чашки и горшки, деревянные ложки, сундук для приданного и обувь лапти, колыбель, самовар: предметы труда: прялку, веретено.
Все эти предметы старины вызывают у моих воспитанников большой интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представление о жизни предков.
Дети с большим интересом рассматривали мордовский национальный костюм, их восхитила его яркость, красочность и разнообразие украшений из монет, бус, бисера, лент. Этот костюм передаёт неповторимость, выразительность характера мордовского народа.
Тысячелетие совместного проживания русского и мордовского народов, наложили свой отпечаток на традиции. Мордва также празднует русские праздники.
Провожу традиционно русские праздники включая мордовские обряды.
«Праздник урожая» - «Сырнень сёксь», «Пасха» -«Ине чи». «Здравствуй. матушка зима» - «Теле - телине», «Масленица»- «Мастянь чи». Но одно из самых любимых детьми мероприятий это «Красная горка» - «Якстере пандыне», дети показывают не только своё творчество, но и здоровый дух, и физическую подготовленность.
Дети катали яйца, прыгали через костёр, соревновались в силе и ловкости.
Традиционно каждой весной провожу музыкально-литературный праздник. «Шумбрат, Мордовия», в репертуар которого включаю мордовские танцы, потешки, прибаутки, эпизоды из сказок, поговорки. На этом празднике дети чувствуют себя настоящими актёрами, показывают, что усвоили и чему научились в течение года.
3. Блок: «Культура и искусство»
(слайд)
Я считаю, что важным средством этнокультурного воспитания детей является мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихи.)
Она открывает ребёнку мир человеческих чувств и взаимоотношений, даёт прекрасные образы литературного языка.
Очень любят дети принимать участие в инсценировании сказок: «Диль-диль, дедынька», «Как собака друга искала», «Кот и лиса», «В лесной избушке», «Мальчик с пальчик»,
Дети горячо переживают все события, которые происходят с их любимым героями. Показываем детям других групп всем знакомые русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» с параллельным использованием мордовской речи.
Я знакомлю детей с различными музыкальными жанрами мордовского фольклора. Наиболее доступны для дошкольников календарно-обрядовые песни. Практика показывает, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.
Мы не прослушиваем с детьми произведения мордовских
композиторов - этим занимается музыкальный руководитель. Я их использую как фон к прослушиванию сказок, в инсценировках во время рисования.
Да, нам приходится нелегко, потому что дети русскоязычные, возникают сложности в запоминании и воспроизведении текста, не приходится рассчитывать на быстрый успех, но различные методы разучивания песен использую такие методы как «погружение в мир бытования песни» проигрываем сюжет песни, дети знакомятся с традициями, обычаями и верованиями мордвы. Опираясь на детей мордовской национальности, частое возращение к переводу, разучиваем песни: «Пиземне», «Дёголь-дёголь», «Вай каткине, каткине», «Нумолнэ», «Утю балю».
Особое значение имеют колыбельные песни, которые дают возможность реализовать свои добрые чувства: ласку и доброту в художественном образе.
В движениях музыка детям становится более понятной и легче усваивается, придавая, движениям особую выразительность, четкость, ритмичность.
Разучиваем несложные танцы, составленные из характерных мордовских движений: «притоп», «потирание ладошек» - так крутили веретено: «лебёдушка», «солнышко». Особую роль я отвожу игровому фольклору.
Дети учатся быть организованными, поддерживают дружеские взаимоотношения. Разучили игры «В волков», «В петушки», «В круги», «Волк и зайцы», «Колечко», «Жмурки», «В ворону».
Разучить мордовскую игру не так просто: они отличаются сложным сюжетом, сопровождаются мордовскими считалками, закличками, которые необходимо заучивать наизусть. Изучая опыт педагогов, я заметила, что часто недооценивается роль дидактических игр с этносодержанием, тогда как именно они могут выступить одним из важных средств, приобщения детей к этнокультуре.
В дидактической игре легко интегрируется разнообразие содержания этнокультуры.
Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Я подбираю разнообразные по содержанию дидактические игры.
1. Для закрепления знаний о быте мордовского народа «Старинное-не старинное», «Посуда моей прабабушки, «Мебель в старину» -«Мебель в моём доме».
2. Расширить знания детей о разных народах помогают игры. «Угадай откуда я приехал», Чей костюм?».
3. Знакомство с элементами национального орнамента: «Чей орнамент», «Назови элементы мордовского орнамента».
4. Для закрепление владения мордовским языком: «Кто знает больше мордовских слов». «Волшебные мордовские слова».
«Сюкпря, инескеть, шумбрат».
5. В целях закрепления знаний о народных сказках провожу игры: «Сказка-загадка», «Сказка-иллюстрация.
Даю детям представление о народных промыслах мордвы: вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву.
Особо обращают внимание на используемые цвета: красный, жёлтый, чёрный, зелёный, фиолетовый. На аппликации создаём композиции мордовского орнамента, учимся составлять узоры, вырезать его элементы. Дети учатся располагать узоры не только на бумаге, но и расписывают игрушки, пасхальные яйца.
Всё начинается с семьи, и родители в моей работе - главные помощники. Они не просто интересуются, но и принимают активное участие в организации экскурсий, праздников, выставок, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду. Сшили мордовские костюмы для детей, обшили кукол для выставки «Мордовский хоровод». Активно участвовали в выставке мордовских блюд «Мордовская кухня» : парили, жарили, пекли, угощали национальными напитками.
Я провела мониторинг в начале и в конце года, на выявление этнокультурных компетенций детей за 2013-2014 учебный год, по трё м критериям: элементарный, средний, высокий.
Результаты диагностики показали, что в начале учебного года 21% детей имели элементарный уровень знаний о мордовском крае, его традициях и обычаях, у 42% был средний уровень и у 37% - высокий уровень. К концу учебного года диагностические срезы показали, 73% - высокий уровень, 16% - средний и элементарный составлял лишь 1% процент.
В начале года дети мало знали эрзянских слов, названия посуды, одежды, не все могли считать до 10, а к концу года обогатился словарный запас, стали знать много мордовских стихов, песен, поговорок, загадок, игр.
Таким образом, можно сделать вывод, что приобщение дошкольников к истокам национальной культуры имеет огромное значение. У дошкольника формируется любовь к родному краю, рождается чувство уважения к своему народу.
Дошкольное детство-яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок?
Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, но есть ещё и историческая память поколений. И мне хотелось бы верить, что я смогла передать её частичку детям, наполнив их сердца негаснущим светом любви к народной культуре.