Оксана Лаврова
Формирование эстетического вкуса и преобразовательной деятельности посредством кейс-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование эстетического вкуса и преобразовательной деятельности посредством кейс-технологии
В Законе «Об образовании» сказано, что одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией является формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, эстетических, личностных, физических и нравственных качеств. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей». «ФГОС ДО» одной из образовательных областей выделяет художественно-эстетическое, которое предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения изобразительного искусства.
Публикация «Формирование эстетического вкуса и преобразовательной деятельности посредством кейс-технологии» размещена в разделах
Каждый день к нам в детский сад приходят дети. Они очень разные. Застенчивые и упрямые, контактные и не очень. Но интересы их однообразны. Это планшет, куклы ЛОЛ, машинки или роботы – трансформеры. Все меньше и меньше они восхищаются, удивляются, стараются договориться между собой. Уходит интерес к художественной литературе и поэтическому творчеству. А современному обществу нужна развитая личность, обладающая определенным уровнем эстетических представлений и творческих способностей.
Эстетическое развитие (от греч. aisthesis — ощущение, понимание) — развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения.
Целенаправленное эстетическое развитие, влияет на творческие способности и наклонности каждого конкретного человека, начиная с самого раннего возраста и создает фундамент эстетического воспитания в целом. Эстетическое воспитание дошкольников является одним из важнейших средств формирования отношения ребёнка к действительности, средством его высоконравственного и интеллектуального обучения, и в окончательном результате средством развития духовно богатой и многосторонне сформированной личности
Для того, чтобы выявить уровень развития эстетических представлений у дошкольников нами использовались следующие методы исследования: диагностика эстетического развития детей в художественной деятельности; тест Е. М. Торшиловой, Т. В. Морозовой «Пейзаж»; диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником», диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю». В результате анализа индивидуальных диагностических данных было определено, что у воспитанников преобладает средний и низкий уровень развития эстетических представлений.
Данные диагностики потребовали поиска новых, оптимальных и эффективных путей решения данной проблемы. Мы остановились на кейс технологии. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений. Она используется в образовании школьников и студентов. Эффективно применяется при дистанционных формах обучения. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет.
Кейс - технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, как дошкольникам, так и воспитателя. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.
В организации образовательного процесса по развитию эстетических представлений старших дошкольников мы использовали кейс – иллюстрацию, кейс – стади, фото –кейс и метод ситуативно – ролевых игр.
С помощью кейс-технологии педагог дошкольного образовательного учреждения сможет смоделировать проблемную ситуацию, а дошкольник в поисках проблемы проявит свои способности, выразит эмоции и интерес, даст представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, художественная литература).
Мы разработали и апробировали план опытно- практической работы по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством кейс-технологии по запланированным задачам с учетом индивидуальных особенностей детей.
В план входит взаимодействие с родителями и педагогами, совместная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах: интегрированные занятия; беседы и ситуации общения; игровая деятельность : режиссерские игры, игры-драматизации, детская студия; художественно-творческая деятельность : творческие мастерские (продуктивная деятельность, чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, музыкально-театрализованная гостиная; использование дидактических игр и упражнений; участие в творческих конкурсах и развлечениях; настольно печатные и художественно-дидактические игры; рассматривание тематического альбома и иллюстраций; музицирование; рисование и раскрашивание в центре творчества; игры в различные виды театра и сюжетно-ролевые игры с применением кейс-технологии. Также, во время организованной образовательной деятельности - интегрированное занятие, ставилась цель, а именно дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Большой интерес у детей вызывают режиссерские игры, дети с удовольствием перевоплощаются в различные образы героев любимых сказок и инсценируют сценки. Для этого мы использовали кейс – технологию, которая называется «ситуативно-ролевая игра», способствующая расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством заданных ролей. Взаимодействие с родителями и социальными партнерами предполагало:
- анкетирование «Выявление представлений по проблеме развития художественно-эстетических представлений дошкольников»;
- консультации: «Художественно-эстетическое развитие детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства», «Мини-музей в детском саду», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание в семье», «Что такое кейс-технология» и другие;
- совместные выездные мероприятия в Белгородский государственный академический театр им. Щепкина; Белгородский государственный историко-краеведческий музей, в Белгородский государственный художественный музей, в Белгородский государственный музей народной культуры и в Белгородский государственный историко-художественный музей-диораму. В наш детский сад приезжает кукольный театр, который показывает детям театрализованные представления, также центр народного творчества «Сокол» с тематическими представлениями;
- совместные детско-родительские праздники «Путешествие в волшебный мир театра», блиц - турнир «Знатоки искусства», «Осенние посиделки», «Путешествие в страну музыки», «Путешествие в волшебную страну сказок» и прочее, что позволило повысить теоретический уровень и сформировать практические умения у родителей по заявленной проблеме.
- Привлечение родителей к организации выставки детского творчества «Дары осени», «Моя мамочка», «Сказки Пушкина» и прочее.
- создание картинной мини-галереи на лестничном марше ДОУ с репродукциями знаменитых художников;
- создание и использование кейс-технологии в образовательном процессе и режимных моментах. С помощью современной инновационной технологии, дети знакомятся с жанрами искусства в игровой деятельности;
Воспринимаемая детьми эстетическая среда, в организации которой принимали дети участие, способствует формированию у детей представления о красоте, которые они отражают затем в своей художественной деятельности, тем самым способствует формированию эстетических представлений.
Для того чтобы дети были активными участниками создания эстетической развивающей среды, в режимных моментах мы закрепляли навыки красиво сервировать стол, вовремя убирать игрушки, ухаживать за своим внешним видом, Для закрепления навыков, правил и норм этикета дошкольников мы использовали фото-кейс «Этикет», сущностью представленной технологии является анализ проблемной ситуации. В «фото-кейс» входит: фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему, текст, задание и мотивация на решение проблемы Непосредственное взаимодействие и включение музыкального руководителя в образовательный процесс по формированию эстетического вкуса на музыкальных занятиях и праздниках. Совместно с музыкальным руководителем были разработаны и успешно реализованы творческие проекты «Классика детям», «Вот, он какой театр», выступление музыкального руководителя на родительском собрании «Игра на ложках под классические произведения», «Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста»;
На семинарах был представлен «Мастер-класс для педагогов ДОУ по внедрению в работу полихудожественного подхода с детьми дошкольного возраста» и «Практический кейс»;
- консультации по формированию художественно-эстетическому воспитанию детей «Влияние видов театра на детей дошкольного возраста», «Кейс-технология в работе педагога»,
В процессе диагностического обследование на контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика уровня сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе опытно-практической работы мы получили подтверждение эффективности использования кейс – технологий по формированию эстетических представлений посредством кейс – технологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куцакова, Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М. : Владос, 2004. - 223 с.
2. Фурмина, Я. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 2012. - 99 с
3. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.