Екатерина Барабаш
Формирование эмоционально-личностной и поведенческой сферы посредством сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: Социальный.
Целевая группа: Дети старшего дошкольного возраста, их родители. Педагоги групп.
Участники: Педагоги групп, педагог - психолог, родители, дети.
Масштаб: Долгосрочный.
Сроки реализации: С 1.10 – 30.04
Основания для разработки. Проблема: Проблема эмоций в современной общей педагогике разработана существенно меньше, чем другие области педагогического знания. Нерешенных вопросов педагогики эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных.
Публикация «Формирование эмоционально-личностной и поведенческой сферы посредством сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность определяется и тем, что в нашем обществе происходит увеличение количества детей с различными эмоциональными нарушениями, которые могут вести за собой проявления тревожности, неврозов, агрессии. Впоследствии эти проявления могут создать определенные трудности в обучении и воспитании детей. Во избежание этого следует обратить особое внимание на своевременную диагностику и оказание помощи детям дошкольного возраста, имеющих отставания в развитии эмоциональной сферы.
Исходя из выше сказанного, следует отметить, что дети дошкольного возраста требуют специальной развивающей работы, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников, обогащение их чувственного опыта. Таким направлением развивающей работы может быть сказкотерапия.
Многие педагоги применяют магическое воздействие сказки в своей работе в процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако педагогические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных педагогических и психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества терапевтических приёмов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Новизна данной работы заключается в том, что метод, уже имеющий глубокое теоретическое обоснование, применяется для работы с отдельной проблематикой. Сказки, терапевтические метафоры и истории - модная на сегодняшний день тема. Педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказку, рассказ, притчу в своей работе.
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. -Г. Юнга и М. -Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.
В последнее время к методу сказкотерапиитяготеет все больше специалистов: психологов и педагогов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Мы же остановимся на формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Сказка оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка. Для ребенка подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его агрессивном поведении и способах его преодоления. На занятиях ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем.
Цель: Формирование эмоционально – личностной и поведенческой сферы посредством сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Снизить уровень тревожности, агрессивности, гиперактивности у детей с помощью сказкотерапии;
2. Развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь;
3. Учить регулировать свое поведение нравственной нормой;
4. Устранение дефицита знаний, умений и навыков, необходимых родителям и педагогам для создания оптимального взаимодействия с детьми с отклонениями в эмоционально – личностной и поведенческой сферах.
Реализация проекта
Аналитико – диагностический этап:
1. Изучение научно – методической литературы по теме самообразования.
2. Изучение понятий, касающихся темы проекта.
3. Подбор диагностического материала.
4. Диагностика детей на выявление эмоционального благополучия
Организационный этап:
1. Подбор методического материала к консультациям для педагогов.
2. Подбор методического материала к выступлению на педагогическом совете «Сказкотерапия в работе с детьми»
3. Подбор методического материала к консультациям для родителей
4. Подбор методического материала к родительскому собранию «Сказкотерапия в семье»
Основной этап:
1. Работа с детьми: Коррекционные занятия с детьми по программе Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е, Терапевтические сказки, «Лабиринт души».
2. Работа с педагогами:
Выступление на педагогическом совете: «Сказкотерапия в работе с детьми»
Консультация: «Средства и методы сказкотерапии в работе с детьми»
Разработка «Картотеки терапевтических сказок»
Тренинг «Сказка в нашей жизни»
3. Работа с родителями
Консультации
• «Что такое сказкотерапия?»
• «О чём и как беседовать с ребёнком после чтения»
• «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку»
• «Значение сказкотерапии для детей дошкольного возраста»
• «Как подружить ребёнка с книгой»
• Страничка психолога: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»
• Родительское собрание: «Сказкотерапия в семье»
Заключительный этап:
1. Накопление теоретического опыта работы.
2. Итоговый мониторинг.
3. Конкурс детских рисунков «По страницам добрых сказок»
Ожидаемые результаты:
1. Снизится уровень тревожности, агрессивности, гиперактивности у детей с помощью сказкотерапии;
2. Дети отзывчивы, внимательны, терпимы друг к другу;
3. Дети и родители могут регулировать свое поведение нравственной нормой;
4. У родителей и педагогов есть знания для создания оптимального взаимодействия с детьми с отклонениями в эмоционально – личностной и поведенческой сферах.
5. Родитель активный участник образовательного процесса.
6. Эмоционально положительный настрой родителя к воспитателям и педагогам специалистам ДОО.
Ресурсная база проекта :
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - С 12 - 59.
2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога - Москва, «Владос», 1999. - с. 32 - 274.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М. : 2005. - 80 с.
4. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб. : «Златоуст», 1998. - 352 с.
6. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М. : «Киасс», 1996. - 320 с.
7. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). - СПб. : Речь, 2002. - С. 36 - 42
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Развивающая сказкотерапия - СПб. : 2006. - 125 с.
1. Материально – технические ресурсы:
- интернет - ресурсы (картотеки, альбомы, консультативный материал,.).
Возможные риски:
1. Родители не активно участвуют в педагогическом процессе.
2. Частые заболевания детей.
Способы преодоления рисков:
1. Открытость педагогического процесса, включение родителей в педагогический процесс.
2. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды за счёт воспитателей и участие родителей в пополнении РППС.
3. Витаминизация, профилактика ОРВИ.
Результат:
Снизился уровень тревожности, агрессивности, гиперактивности у детей, они стали более отзывчивы, внимательны, терпимы друг к другу. Дети и родители могут регулировать свое поведение нравственной нормой. Родитель активный участник образовательного процесса. Эмоционально положительный настрой родителя к воспитателям и педагогам специалистам ДОО.