Кристина Галочкина
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы.
Для умственного развития детей старшго возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые,как извстно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
По моему мнению, эта тема является одной из сложных и важных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
В нашем мире все сферы жизнедеятельности человека так или иначе связаны с «математизацией» и «компьютеризацией», именно поэтому математике отводится очень важная роль в развитии и становлении самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно решать возникающие перед обществом проблемы.
Старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы - сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения.
В старшей группе детей учат считать в приделах 10 и продолжают знакомить с цифрами первого десятка. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов. Параллельно с показом образования числа детей знакомят с цифрами.
Соотнося определенную цифру с числом, воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение цифры, проанализировать его и сопоставить с уже знакомыми цифрами. Дети делают образные сравнения (единица, похожа на крючок или на сломанный сучок; цифра 2 похожа на лебедя или змею, 3-на гусеничку,4 похожа на кораблик с парусом, цифра 5 гибкая как серп и т. д и т. п.).
За весь учебный год дети упражняются в счете. Мы вместе считаем предметы, кубики, куклы, машины, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу.
Программа старшей группы предусматривает сравнение последовательных чисел в пределах десяти на конкретном материале. Дошкольники должны уметь сравнивать два множества, знать, какое из чисел больше, а какое меньше, как из неравенства сделать равенство, а из равенства сделать неравенство. Сравнивая две группы предметов, детей подводят к самостоятельному выводу: один больше двух на одну единицу, а три меньше четырех на один, значит число четыре должно стоять после числа три, а число три должно стоять перед числом четыре. Примерно так происходит сравнение всех изучаемых чисел в пределах десяти.
Измерению в старшей группе выделяется особое, важное место. Обучение измерению помогает устранить изъяны в формировании представлений о числе, которые возникают при обучении счету отдельных величин. В старшей группе делают уклон на измерение с помощью условной меры длины протяжения. Прежде всего, детей следует познакомить с правилами измерения протяженных величин, жидких и сыпучих тел. Воспитатель показывает и объясняет правила измерения. Процесс измерения делиться поэтапно, каждый из которых повторяется детьми вслед за воспитателем.
Обучение детей измерению происходит параллельно с обучением счету.
Измерение становится более увлекательным для детей, когда педагог вводит различные игровые ситуации, разный наглядный материал.
На основе измерения решается и такая дидактическая задача, как усвоение детьми количественного состава числа из отдельных единиц.
На год раньше, в средней группе детям уже встречались геометрические фигуры: прямоугольником, кругом, треугольник, квадрат; объемными фигурами: шаром, кубом, цилиндром. А в старшей группе дети еще ознакомятся овалом.
В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на сравнение и классификацию.
Цель этих заданий – формировать и развивать наблюдательность, умение выделять важные признаки предметов, сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, разделять предметы на группы в соответствии с выделенными признаками.
Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени. Обучаясь в средней группе, дети знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь, начинали различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера).
В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке : понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна. На каждом занятии по математике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели.
Закрепление и углубление временных представлений можно проводить в игровой форме. При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением с данными понятиями. Поэтому не только на занятиях по математике, но и на других занятиях, и в повседневной жизни воспитателю необходимо задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?».
Дети старшей группы должны также усвоить, в какой день недели проходит то или иное занятие. Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т. д.
Дети очень любят различные соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею. При помощи математических конкурсов можно решить целый ряд важных задач обучения: закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах; учить применять приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях; развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь; формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать; развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа; активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.
Математические соревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости, самостоятельности, активности, находчивости, смелости, объективной самооценки.
Развитие элементарных математических представлений это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. От того, насколько хорошо будет подготовлен ребенок к школе, зависит его дальнейшее обучение. Математика способствует развитию таких способностей, как память, речь, внимание, мышление, воображение.
Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике. Согласно ФГОС перед воспитателями стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Те знания,который получит ребенок, умения и навыки которые дети смогут применять в различных жизненных ситуациях. Базой для развития математических способностей является «математическое мышление»,
В дошкольном возрасте важно научить ребёнка мыслит логически. Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений.
Рассуждать, значить связывать между собой разные значения, для того, чтобы в итоге получить ответ на поставленный вопрос.
Интеллектуальные и познавательные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для развития математических способностей.
Дети старшей группы могут считать из скольких клеток состоят линии. Например, самая короткая линия состоит из 2-х клеток, а самая длинная из 8.
Интеллектуальные игры обогащают духовный мир ребёнка (наример шахматы, где ребенок узнает новые фигуры: конь, ладья, пешка, воспитывают волю, наблюдательность, развивают логическое мышление, психическую устойчивость, терпимое отношение к сопернику. Они – хорошая школа последовательного логического мышления. Без них невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.
и так важно понимать,что благодаря использованию различных игр на занятиях, дети легче усваивают математические знания и умения без перегрузок.
поэтому важно чтобы у ребенка были развиты данные способности, ведь от того, насколько ему все это будет интересно, зависят его дальнейшие успехи. Дети, желающий познать этот мир, каждый день открывать для себя что-то новое, всегда будет стремиться к этому, и это положительно скажется на его развитии в будущем.