Светлана Иванищева
Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ФОРМИРОВАНИЕ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Иванищева Светлана Владимировна
учитель-дефектолог
муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида №79,
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к моменту поступления в школу не имеют достаточной подготовки к усвоению программного материала по математике. Это отражается в несформированности некоторых математических понятий и представлений, а также в неточности и поверхностности знаний.
При подготовке к школе родителям целесообразно проводить занятия с детьми по формированию и уточнению имеющихся у них основных количественных, пространственных и временных представлений, по формированию навыков сравнения предметов по форме, величине, протяженности. Необходимо научить детей изучать и сравнивать предметы и группы предметов по какому-то одному из признаков, устанавливать общее и различное.
Овладение основными понятиями о числе и арифметическими действиями с числами требует предварительного усвоения и уточнения элементарных представлений о величине : большой - маленький, больше - меньше, длинный - короткий и т. д.
Необходимо проводить ежедневные занятия, в процессе которых дети смогут осознать, что все предметы расположены определенным образом в пространстве и имеют различную протяженность. Во время прогулок обращать внимание детей на то, что улицы бывают узкие и широкие, дома - высокие и низкие и т. п.
Необходимо научить детей отыскивать предметы определенной величины, формы, протяженности. Для этого родители отбирают кубики, мячи, пирамидки, куклы различной величины, просят ребенка найти сначала самые большие предметы, затем - самые маленькие и вводят эти понятия в речь. Далее следует обращать внимание детей на то, что предметы одной и той же величины, могут отличаться по форме. Затем им нужно помочь установить, что предметы, одинаковые по величине и форме, могут отличаться по длине.
На следующем этапе дети овладевают умением классифицировать разные предметы по какому-либо заданному признаку. Затем эти задания можно разнообразить и усложнить. Постепенно включать в задание новые предметы. Дальнейшее усложнение заданий идет за счет сопоставления предметов различной формы и величины, при этом предметы сопоставляются не парами, а рядами. Например: "Выложи пуговицы в ряд по нарастающей или убывающей величине" и т. п. Сначала эти задания выполняются по показу. По мере усвоения и закрепления понятий формы и величины дети могут выполнять задания по словесной инструкции. Одновременно нужно учить детей сопровождать свои действия речью.
Развитию и закреплению математических понятий способствуют занятия по ручному труду, рисованию, лепке. Ребенка нужно учить вырезать из бумаги геометрические фигуры разной величины, выкладывать из них различные предметы (домик, лодочка, елочка, пирамидка, забор и др.) Так же можно использовать геометрическое лото, мячи, различные игрушки.
На этих занятиях уточняются количественные представления. Сначала закрепляются понятия "один - много". Родители обращают внимание ребенка, что для постройки нужно много кубиков. Для рисования нужен один альбом и много карандашей. Дети учатся пересчитывать предметы, расположенные в ряд. Надо учить ребенка сравнивать предметы, устанавливать, где предметов больше (меньше) и т. д., после чего перейти к умению уравнивать множества предметов различными способами.
При обучении детей счёту родителям необходимо обратить особое внимание на состав числа. Здесь особенно важна опора на наглядность. Сначала нужно научить ребенка составлять число предметов из разных групп, показать различные варианты состава числа.
В ходе работы по формированию математических представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в период подготовки к школе решаются следующие задачи:
- накопление конкретных фактов о различных свойствах предметов окружающей действительности;
- формирование у детей способности выделять в объектах существенные признаки, развитие различных операций сравнения и группировки предметов по определенному признаку;
- накопление представлений о количестве, величине и форме предметов;
- развитие ориентировки во времени и пространстве;
- усвоение элементарного математического счета.
Полученные знания закладывают фундамент для прочного усвоения в дальнейшем программного материала по математике.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫЧИТАТЬ
И СКЛАДЫВАТЬ В УМЕ
Решение этого вопроса интересно многим, так как к обучению в начальном классе школы необходимо подготовиться ещё с дошкольного возраста. На первом этапе обучающего процесса ребенок прибегает к помощи загибания пальчиков на руках, но такая привычка требует искоренения. Итак, как научить ребенка складывать и вычитать в уме.
УМЕНИЕ СКЛАДЫВАТЬ, НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ
Для качественного обучения, ребенка следует в этом заинтересовать. Необходимо продумать тренировки, чтобы они проходили увлекательно, с элементами игровых форм. Одно из основных условий – во время прогулок считать все – деревья, птиц, фрукты и прочее. Учить малыша умению считать можно уже с двухлетнего возраста. Но запомните, что начальная стадия должна ограничиваться цифрами от 1 до 5, не далее. Постарайтесь внушить ребенку, что умение считать довольно полезно и выгодно, хорошо помогает в жизни. Используйте для этого любой пример – посещение магазина, сервировку стола, одевание на прогулку. Указанные действия помогают развивать у ребенка слух, память и умение считать.
ОБУЧЕНИЕ ПОДСЧЁТУ В УМЕ
Со временем возникнет вопрос обучения подсчету в уме. Здесь необходимо действовать так, чтобы заинтересованность у малыша не улетучилась. Чтобы начать обучение, проведите небольшое тестирование. Пусть ребенок подсчитает количество стоящих на полу игрушек и определит – сколько их станет, если добавить еще одну? Если у малыша при этом возникли затруднения, советуем занятия по математике усилить, применяя для этого все известные способы. Малыш уверенно должен знать, чем отличаются математические определения «больше» и «меньше». Очень хорошо для этого воспользоваться цветными картинками, на которых малышок должен подсчитывать количество используемых цветов или самих предметов.
Обучайте составу чисел. Маленький ученик должен понять, как может получиться число (цифра) пять, что для этого необходимо. Для этих упражнений вам пригодятся специальные цифровые карты, с помощью которых вы сможете проводить с малышом сложение, вычитание или сравнение. Тренируя память, ребенок довольно скоро станет понимать, из каких цифр складывается заданное число. И дойдя до десяти, заниматься ему будет очень легко. Не забудьте на примерах пояснить, что при перестановке цифр местами искомое значение не поменяется.
УСТНАЯ МЕТОДИКА
При обучении ребенка устной методике счета рекомендуется приводить ему для этого максимальное количество примеров. Ищите их всегда и везде – для этого полезно использовать прогулки на улице. Номера машин, домов, рекламные плакаты – все можно использовать для подобных тренировок. Со временем ваш малыш уже более уверенно начнет осваивать счет от десяти и более.
В заключение добавлю, что единого мнения в вопросах математической подготовки ребенка перед школой нет. Здесь в основе заложены индивидуальные возможности каждого ребенка, которого так же не стоит перезагружать обучением математике. В числе хороших советов можно привести то, что для обучения правильному и быстрому счету в уме необходимо устроить так, чтобы вокруг ребенка не было подручных средств, которыми он мог бы воспользоваться.
Наблюдайте за тем, чтобы малыш украдкой не загибал пальцы, не перебирал счетные палочки или мелкие игрушки. Главное в этом – практические занятия, как можно больше. От этого будет зависеть, с какой скоростью в уме ваш ребенок будет складывать или отнимать, умножать или делить заданные числа. На период обучения стоит набраться терпения, проявить внимание к малышу, помогать ему на начальных занятиях. И результат не заставит себя долго ждать.