Колосова Гульфира Хамитовна
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель программы
• формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
Задачи.
• 1. Количество и счет:
• - дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов : предметов разного цвета, размера, формы;
• - учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов;
• - учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета;
• - сравнивать 2 группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5;
• - формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета;
• - учить уравнивать неравные группы 2 способами, добавляя к меньшей группе 1 предмет или убирая из большей группы 1 предмет;
• - отсчитывать предметы из большего количества;
• - считать предметы на ощупь, считать звуки, движения (в пределах 5);
• - на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам,
2. Величина:
• - совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать 2 предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи;
• - учить соизмерять предметы по 2 признакам величины;
• - устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины;
• - вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.
3. Форма :
• - развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, цилиндре;
• - учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов;
• - познакомить с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником;
• - различать и называть прямоугольник, его элементы : углы и стороны;
• - формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
• - учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
4. Ориентировка в пространстве:
• - развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз);
• - обозначать словами положение предметов по отношению к себе;
• - познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.
5. Ориентировка во времени:
• - расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь);
• - объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Формы работы по формированию элементарных математических представлений.
• Игровая деятельность
• Непосредственная образовательная деятельность
• Организация РППС («Центры познавательного развития»)
• Досуги (Викторины. КВН)
• Совместная деятельность в режимных моментах.
• Самостоятельная деятельность.
Сюжетность материала и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Методика работы не предполагает прямого обучения, все обучение происходит в виде игры.
Промежуточный результат:
• 1. Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
• 2. Считать до пяти (количественный счет, Отвечать на вопрос «Сколько всего?».
• 3. Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах пяти, а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
• 4. Сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые – равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
• 5. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
• 6. Определять положения предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
• 7. Различать правую и левую руку.
• 8. Определять части суток.