Беличенко Евгения Александровна
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
"Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр"
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр является актуальной темой на сегодняшний день. А. В. Запорожец подчеркивает: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой освоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними. Математическое развитие является значимым компонентом в формировании «картины мира» детей.
Самым эффективным приемом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных дидактических игр.
Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т. д.
Игры, которые развивают восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.
Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования. Игра станет средством воспитания, при условии ее включения в целостный педагогический процесс. Руководя игровой деятельностью детей, организуя их жизнь в игре, педагог оказывает воздействие на все стороны развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение.
Значение простого, но занимательного математического материала определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, развитие ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков их применения в других видах деятельности.
Таким образом, дидактическая игра – это игра с правилами, создаваемая взрослым с целью обучения и воспитания детей. Именно в таких играх детей привлекает игровая ситуация, а играя, ребенок решает дидактическую задачу незаметно для себя. Приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме может помочь ребенку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.
В настоящее время педагоги используют систему дидактических игр. В отличие от других видов игр, они формируют у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить прямо из окружающей действительности, так как их содержание составляют абстрактные понятия математики. Основная их задача - подготовить мышление дошкольников для восприятия фундаментальных математических понятий : «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и т. д. В этих играх необходимо использовать специфические дидактические материалы, подобранные по определенным признакам.
Моделируя математические понятия, можно выполнить логические операции: разбить множества на классы, отыскать объекты по необходимым и достаточным критериям и т. д. Игры, содержание которых направлено на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат действовать с обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления.
Обучающая функция дидактических игр станет гораздо эффективнее, при условии, что игры будут применяться в вариативной системе, предполагающей постепенное усложнение по содержанию, по структуре, связанной с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.
Дидактические игры включаются непосредственно в структуру занятий для повышения эффективности реализации программных задач. Место дидактических игр в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений зависит от возраста детей, цели, назначения, содержания занятия. Дидактические игры можно использовать как учебное задание, упражнение, направленное на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений большую роль играют занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения, которые имеют характерные отличия от стандартных учебных заданий и упражнений необычностью постановки проблемы (найди, догадайся, эффектом неожиданности преподнесения ее от имени какого-нибудь литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактических игр по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли воспитателя. Как правило, в их структуру не включаются все структурные элементы дидактических игр (дидактические задачи, правила, игровые действия). Их задача – упражнять детей, вырабатывая у них умения, навыки. Упражнения проводит педагог (дает задание, контролирует результат, однако дети при этом получают меньше самостоятельности, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении практически отсутствуют.
Не смотря на разнообразие дидактических игр, их главной задачей является развитие логического мышления, а именно способность установить простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому также могут способствовать игровые упражнения на нахождение фигуры, пропущенной в ряду.
Систематическое использование специальных дидактических игр играет огромную роль в пробуждении у детей дошкольного возраста интереса к математическим знаниям, совершенствовании познавательной деятельности, в общем умственном развитии.
Итак, анализ психолого-педагогических исследований позволяет отметить, что развитие ребенка происходит во все видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1989
2. Данилова В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 1987.
3. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. – М. : Изд. АСТ, 1997.
4. Леонтьев А. Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2006. -320 с.
5. Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. / И. А. Помораева, В. А. Позина. – М. : Мозайка-Синтез, 2009.
6. Смирнова Е. О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. - М., 2004. – 215 с.
7. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений. –М. : ВАКО, 2009.