Галина Журавлева
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребёнка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций.
По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Созданные педагогом проблемные ситуации, связанные
с применением таких методических приёмов, как обнаружение противоречия, рассмотрение различных точек зрения, создание ситуаций выбора, провокация, проблемные задачи, приведут к значительному повышению у детей-дошкольников уровня развития логического и математического мышления.
Ежедневно мы решаем следующие задачи:
• Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
• Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, моделировании
• Овладение математической терминологией
• Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка
• Формирование простейших графических умений и навыков
• Формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Проанализировав вышеупомянутую информацию, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, которые дают возможность реализовать проблемный подход. Дидактическая игра - это специально организованная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями. Именно дидактические игры стимулируют познавательную активность детей. В них удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к самому учебному материалу. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы: во-первых, при выполнении игровых действий возникала необходимость в практическом применении счёта и логики; во-вторых, содержание игры и действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.
Конечно, чтобы применение дидактических игр было успешным, нельзя забывать про индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры на ориентирование в пространстве
3. Игры с геометрическими фигурами
4. Игры на логическое мышление
5. Игры - путешествие во времени
Игры с цифрами и числами
упражняют детей в прямом и обратном счёте,
закрепляют порядок следования чисел натурального ряда и представления о соответствии между количеством, числом и цифрой, развивают внимание, эмоционально-волевую сферу, активизируют умственную деятельность.
Дети с удовольствием играют во всем известную «Назови соседей», «Часть и целое», «Учимся сравнивать».
В нашей средней группе дети очень любят «Лабораторию 10 игр», в которой им особенно нравятся игры «Рассади по вагонам», «Кто едет на паровозике?», «Угадай число», «Посчитай и усади».
Я уверена, что развитие познавательных способностей и интереса дошкольников – один из важнейших вопросов развития детей дошкольного возраста. Нашим детям интересно узнавать что-то новое и интересна новая деятельность. Думаю, они всегда будут стремиться узнать ещё больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на их умственном развитии и развитии в целом.