Татьяна Николаевна Мазнева
Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста посредством реализации технологии «Гость группы»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования, очерчивает ряд достаточно серьёзных требований к интеллектуальному развитию дошкольников.
Одним из приоритетных направлений системы образования является экономическое воспитание и обучение основ финансовой грамотности. Финансовое просвещение воспитания детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая экономической информацией пока еще на начальном уровне.
Темочки:
- Гость группы, образовательная технология
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Задача педагогов и родителей – помочь ребенку дошкольного возраста адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Анна Демьяновна Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь». Педагог должен помочь детям правильно осмыслить экономические явления, факты, понятия: научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Экономические знания необходимы детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного движения, также важны, как знания родной речи и математики. Это не значит, что каждый должен в будущем стать экономистом или работать в бизнесе. Каждый ребенок должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для того, чтобы эти свои способности в полной мере реализовать, он должен хорошо ориентироваться в окружающей жизни. А без знаний экономики сделать это очень трудно.
Таким образом, дошкольный возраст - это время, когда приобретается первичный опыт ориентировки детей в элементарных экономических явлениях, формируется базис будущего экономического мышления; приближает ребёнка к реальной жизни, учит ориентироваться в происходящем; в процессе ознакомления с экономикой у детей формируются
деловые качества личности.
Как детям дошкольного возраста донести понятие основ финансовой грамотности? Как правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?
Так как технология «Гость группы» является эффективной формой работы с семьями дошкольников, где родители не зрители, а активные участники образовательного процесса, такие встречи приносят много положительных эмоций, что позволяет познакомить детей с различными профессиями. Так, по формированию основ финансовой грамотности детей можно использовать технологию «Гость группы». В качестве гостя группы можно пригласить сотрудника банка, продавца, бухгалтера.
Рассмотрим образовательную ситуацию «Менеджер банка – клиент». Так, менеджер знакомит детей со своей профессией, со своими функциями: менеджер в банке консультирует клиентов по оформлению кредитов, помогает оформить кредит. Банки выдают людям кредиты на время, но за это банк берет с людей дополнительную сумму – проценты по кредиту. В процессе знакомства с профессией менеджер банка дети получат знания о деньгах, их видах и значениях. Дети узнают, какие бывают деньги (бумажные, металлические, на карте - электронные). В ходе рассуждений дети должны прийти к выводу, что деньги зарабатывают, а значит труд – это источник заработка.
Образовательная ситуация «Покупатель – продавец». С участием гостя группы продавцом дети получат ответы на вопросы: откуда берутся продукты (с магазина); какие бывают магазины (продуктовые, бытовой химии, ювелирные, зоомагазины, книжные, магазины одежды); что нужно для того, чтобы сходить в магазин (деньги, карточку с деньгами).
В результате освоения детьми понятиями финансовой грамотности воспитанники знакомятся с такими сложными понятиями как деньги, товар, касса, банковская карта. Сотрудничество такого рода открывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом. На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.
Таким образом, реализация технологии «Гость группы», не только знакомит детей с профессиями, но и способствует обучению финансовой грамотности дошкольников через совместную непосредственно-образовательную деятельность.