Татьяна Возмищева
Формирование экологической культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры у дошкольников
Возмищева Татьяна Сергеевна,
Воспитатель I кв. к. ,
МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 52” АГО
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических зна-ний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмо-ционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встре-чает малыша морем звуков и запахом, тайнами и загадками, заставляет остано-виться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чув-ство привязанности к тому месту, где родился и живёшь и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Публикация «Формирование экологической культуры у дошкольников» размещена в разделах
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Роди-на. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский пи-сатель Михаил Пришвин.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относитель-ной гармонии с природой.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологическо-го образования. И цель педагогов в работе с детьми – заложить первые ориен-тиры в мире природы: растений и животных, как живых существ и их зависи-мости от условий жизни
Для реализации этой цели я выделила следующие задачи:
1. Развитие познавательного интереса к миру природы.
2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведе-ния.
3. Формирование представлений о моральных принципах: справедли-вость, честность.
4. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объек-тами и явлениями.
5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в це-лом.
Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которо-го на духовный мир человека и, пожалуй, прежде всего, ребёнка - дошкольника трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира рас-тений и животных, способствовали активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. То-гда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Есть ещё одна очень важная задача, для решения которой старались всеми силами приблизить детей к живой природе – воспитание доброты, человечности. Возбуждать симпатии к животным, раскрывать их свойства, повадки, их суть – вот один из путей воспитания доброго отношения к ним.
Пожалуй, самое действенное значение имеет практическая деятельность де-тей. Ежедневные ухаживания за растениями, животными способствует появле-нию у дошкольников особо бережного, заботливого и, конечно, нежного отно-шения к беспомощным живым существам. У детей появляется сочувствие, прак-тическая готовность прийти на помощь и сделать всё необходимое для выжива-ния молодых организмов. Постепенно дети стали осознавать, как от действия и поведения людей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и жи-вотных. Сравнивая герани, дети отметили, что герань, которая стоит на солнеч-ной стороне – невысокая, пышная, листья широкие закрывают стебель. А та, ко-торая стоит на затенённом месте, имеет длинный стебель, но листьев мало, и они небольшие по размеру. Значит, делают вывод дети, растению нужен свет, солн-це, и эту герань надо поставить на солнечную сторону. На подобных примерах дети осмысливают роль труда человека в жизни растений и животных, способы своего взаимодействия с объектами природы.
Большое значение для осуществления экологического воспитания имеет эстетическое восприятие природы. Поэтому мы с детьми рассматривали репро-дукции картин И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И. И. Левитана «Золотая осень», «Большая вода» под музыку П. И. Чайковского.
Я старалась научить детей эстетически грамотно воспринимать окру-жающий мир. Это значит не только показать, но и описать словесно: краски и оттенки закатного неба и зари, форму облаков, звёздное небо и луну.
Чтобы наши воспитанники не только видели, но и слышали звуки приро-ды. Часто с детьми мы прислушиваемся к пению птиц, к шороху ветра и тут же сочиняем сказку. Прогулки наши стали интересными, эмоциональными.
Сначала я сама рассказывала детям сказки. В сказке о незадачливых ту-ристах дети узнали, какой вред может нанести человек лесу во время своего от-дыха. Позже я стала предлагать детям самим придумывать сказки: «О чём плачет берёза?», «Солнечный зайчик», «Муравей и его друзья» и т. д. Благода-ря экологическим сказкам дети научились не только оберегать и любить всё жи-вое, но и понимать последствия действий человека.
В формировании этических представлений и гуманных чувств у стар-ших дошкольников особое место отводили беседам. Благодаря беседам на нравственные темы, имели возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «справедливость», «дружба». В беседах использовали как личный опыт детей, рассказы их о животных, так и известные им художественные произведения о животных, иллюстрации к ним. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им.
Моя работа не была бы полноценной, если не тесное сотрудничество с родителями. Семья как среда развития личности оказывает влияние на форми-рование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравствен-ного воспитания, который неразрывно связан с экологическим, также заклады-вается в семье и именно в период раннего детства. Большое внимание уделяла совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способ-ствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родите-лей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребёнка. Зачастую интерес родителей к эколо-гическим занятиям возникает в результате эмоциональных рассказов детей о проведении исследований, о животных, растениях сада. Так, предлагала детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы: где можно найти воду дома? Для чего нужна вода дома и бережём ли мы её? Как ведут себя кошка, собака? Как растут комнатные растения?
Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий: «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Я и приро-да».
С удовольствием родители принимали участие в выставках поделок из природного материала, который делали вместе с детьми: «Весенняя сказка», «Осень в лесу», «Люблю я сказок мир чудесный».
Перед родительским собранием с темой «Радость общения с природой», предложила родителям ответить на вопросы анкеты:
1. Любит ли ваш ребёнок природу?
2. В чём это проявляется?
3. Часто ли вы бываете с ребёнком на природе?
4. Как проходят такие прогулки?
5. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы. Учить стихи о природе?
6. В чём испытывали трудности?
7. О чём бы вы хотели узнать на собрании?
Родителям понравилась рубрика наших собраний «Домашний доктор». Многие делились своими советами. Я в свою очередь рассказывала, как можно вывести из организма радионуклиды, используя в пищу свеклу, рыбу, яичную скорлупу.
Интересно проходили совместные походы и прогулки в лес, к водоёму. Во время таких прогулок мы с родителями старались предвидеть и предупре-дить возможное нарушение правил поведения в лесу.
Проявление у родителей интереса к экологическому воспитанию детей стимулировало и создание стенда «Панорама добрых дел», где оценивалось участие детей в разных видах деятельности и поступках:
1. Труд в природе.
2. Изготовление плакатов.
3. Дежурство в уголке природы.
4. Интересные наблюдения в природе.
5. Отношение к растениям и животным дома.
Проводя дидактические игры с растениями и животными, учила детей распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способ-ствовало формированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка. Дети чув-ствовали, что мир наполнен живыми, радующимися существами, требующими бережного и уважительного отношения. Дети должны ощутить право на жизнь, жизнь даже маленькой букашки. Не дать поселиться равнодушию в детском сердце – еще одна задача, которую мы поставили перед собой.
Доброта начинается, прежде всего, с любви к природе, ко всему живо-му, что окружает нас в повседневной жизни. И надо помочь детям полюбить всё это.
Конечно, правильное обращение ребёнка с животными само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребёнка. Дошкольник учится рас-познавать настроение живого существа, его своеобразия, что способствует фор-мированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка.
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно - ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.