МААМ-картинки

«Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры»

Тамара Керимханова
«Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его намного добрее, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как любознательность, наблюдательность, восприятие явлений природы.

Поэтому надо обращать внимание ребенка на эту красоту, способствовать восприятию ее, прислушиваться к звукам природы и ценить свой родной край.

Публикация «„Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры“» размещена в разделах

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.

Красота природы, воспетая в музыке, задевает самые тонкие струны души, оставляя в сердце неизгладимый след. Все это формирует в дальнейшем бережное отношение к окружающему нас миру, способствует формированию экологической культуры.

В этом как раз помогают произведения дагестанских композиторов. В этих произведениях слышны народные напевы, родные интонации - ценные источники первых музыкальных впечатлений малышей.

Ребенок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому так важно реалистическое, правдивое отображение действительности. Музыковед И. П. Нестьев отмечал, что существенным источником, питающим музыкальные образы, являются реальные звуки природы, интонация человеческой речи. Все эти образы воплотились в произведениях наших дагестанских композиторов (М. Кажлаев «Колыбельная», С. Агабабов «На скачках», Г. Гасанов «Свет в ауле», С. Керимов «Маленькая танцовщица» и др.). Эти произведения простыми, выразительными мелодиями передают конкретные, близкие детям образы.

В процессе слушания музыки у дошкольников развиваются следующие музыкальные способности :

1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно эмоционально откликаясь на нее.

Эта способность выражается в следующем:

- в заинтересованном, особенно внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;

- в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств;

- в улавливании развития художественных образов, развитии последовательного «музыкального рассказа».

Таким образом, важно особенно подчеркнуть эмоциональную сущность музыкального искусства, как способа познания жизни. Отсюда понятно значение переживаний субъекта, слитности двух ведущих компонентов - эмоционального и слухового. Музыка - спутник жизни человека. Поэтому так важна быстрая и точная ориентировка в ней, свобода и непринужденность с нею. Музыка влияет на поведение, поступки людей, так как обладает мощной притягательной и побудительной силой.

Цель. Через произведение композитора М. М. Кажлаева показать эмоциональное воздействие на детей музыкой, выразительные и изобразительные возможности.

Задачи:

1. Научить детей любить музыку, эмоционально откликаться на нее.

2. Развивать музыкальные способности.

3. Воспитывать оценочное отношение к музыке, закладывать основы музыкального вкуса, музыкальной культуры.

4. Развивать восприятие, формировать навык слушать, запоминать.

5. Различать музыку по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности.

6. Устанавливать сходство и различие предметов и их частей, передавать не только основные свойства (форма, величина, цвет, но и характерные детали, расположение относительно друг друга, соотношение по высоте

7. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Добиваться активного движения кисти руки, пластичности рук.

8. Воспитывать бережное отношение к природе родного края (уникальность Каспия, экологическое воспитание).

9. Формировать у детей умение применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи, желание активно выражать себя в слушании.

Вид проекта: творческий.

Участники: дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Предполагаемый результат:

1. Овладеть словарем «эмоций», характеризующим эмоционально-образное содержание музыки.

2. Сформировать навыки анализа музыки, элементов музыкальной речи и умение применить их.

3. Иметь представление о музыкальной изобразительности.

4. Иметь представление о взаимосвязи человека и окружающей среды, сформировать навыки экологически правильного поведения в природе.

5. Сформировать потребность в музыке, желание слушать, размышлять, общаться с ней.

Применение методов: наглядный ( наглядно-слуховой: художественное исполнение, качество звучания); наглядно-зрительный, словесный, практический (многократные упражнения, способствующие усвоению детьми новых знаний в процессе «слушания»).

Использованный материал: синтезатор, диски, фортепиано, шумовые инструменты, репродукции картин русских художников, фотоснимки Каспийского моря, портрет композитора, дидактический раздаточный материал.

Этапы проекта

I Этап. Подготовительный

Диагностика музыкальных способностей детей в процессе «слушания».

Поисковая работа по подбору иллюстраций по теме «Море».

Познакомить родителей с перспективным планом работы.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

II Этап. Основной

Разучивание, прослушивание подобранного материала, проведение занятий.

План мероприятий

Образовательные области Мероприятия

Познавательное развитие Рассматривание репродукций: И. К. Айвазовского «Голубая волна», «Ураган на море», А. Рылова «Море», С. Б. Бибиков «Рыбаки на Каспии», рисунки моря.

Экскурсия на море с целью ознакомления со звуками, красотой, явлениями природы.

Беседы: о море с целью воспитания любви к природе родного края, бережного к ней отношения;

о дагестанском композиторе М. Кажлаеве.

НОД:

«Водные просторы»,

«Море, я к тебе бегу»

Речевое развитие Знакомство с литературными произведениями:

«Море» Элегия В. А. Жуковского

«К морю» А. С. Пушкина

«Ты волна, моя волна» Ф. И. Тютчева

«Как хорошо ты, о море ночное» Ф. И. Тютчева

«Парус» М. Ю. Лермонтова,

А. С. Пушкина «Сказкой о царе Солтане», загадками, разучивание стихов.

Заучивание стихотворений:

Л. Яхнина «Почему море солёное?»,

Э. Мошковской «Море»,

А. Борякаева «Мам, когда пойдем на море?»,

В. Орлова «Кто утюжит море?», «Для чего морю наряды?»

Художественно-эстетическое развитие Рисование:

«Какое разное Каспийское море».

Лепка: «Рыбки плавают в море»

Слушание музыки :

«Каспий» М. Кажлаева из симфонической картины «Дагестан».

Прослушивание песен о море.

Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры:

«Море»,

«Кто где живет?».

Просмотр мультфильмов:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о царе Салтане».

Сюжетно-ролевые игры:

«Моряки Каспия»,

«Рыбаки Каспия».

Физическое развитие Подвижные игры:

«Море волнуется».

Пальчиковая гимнастика:

«Почему море солёное?»,

«Лодочка»,

«Рыбки»,

«Пароход»

Сотрудничество с родителями.

Родители записывают продуманный ребенком рассказ о море, морских обитателях, помогают оформить рисунками.

Консультация для родителей о природных богатствах края.

Фотовыставка «В голубых просторах».

III Этап. Заключительный

Открытое музыкальное занятие.

Заключение.

В данном проекте мы рассматривали музыкальность как определенную структуру, в которой не просто выделяются отдельные способности, а устанавливается их взаимосвязь. Дополняя и компенсируя друг друга, одни из них становятся основными, ведущими, другие, вступая в контакт, проявляются уже по-новому. Так, на основе слуховых представлений звуковысотного движения мелодии, мы увидели, что у детей формируется гармонический слух.

Хочется отметить особую роль при слушании музыкальных произведений различения детьми дошкольного возраста высоты, тембра, силы и длительности звуков, то есть тех музыкально-сенсорных способностей, которые в дальнейшем играют уже меньшую роль, так как на их основе формируются более сложные навыки.

Ладовое и ритмическое чувства у детей в силу возрастных психических особенностей проявляются не в равной степени. Их эмоциональный отклик на ладовую окраску музыки длительное время имеет лишь общий характер. Позднее у детей дошкольного возраста проявляется умение различать мажор и минор. Значит, слуховые представления высоты особенно успешно формируются, если детей упражнять в условиях ладовой настройки.

Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем ее разнообразии, расширяет кругозор, развивает познавательный интерес, эстетический вкус. В песнях для дошкольников природа показана во всем богатстве ее проявлений, отражающих ее природные явления. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, способствует активному сопереживанию.

Воспитание посредством музыки - это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохранится жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агабекова С. С. Музыкальное воспитание дошкольников /Программа для дагестанских дошкольных учреждений/. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.

2. Гофман М. Р. Музыка — друг на всю жизнь. М., Музыка, 1999.

3. Детская энциклопедия. Я познаю мир. М., Астрель, 2003.

4. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.

5. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : «Детство - пресс», 2000.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Формирование экологической культуры дошкольников (консультация для родителей) Для родителей «Быть может вся природа – сиянье красоты? Сказать мгновенью: стой! Быть может, вся Природа – мозаика цветов? Быть может,.

Формирование начал экологической культуры дошкольников В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Формирование основ экологической культуры через привитие любви к родному краю Проект: долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско - творческий. Участники проекта: Дети, родители воспитанников, воспитатели.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Тема: «Формирование основ экологической культуры» Все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Из опыта работы Подготовила: Оробей Любовь Михайловна.

Формирование экологической культуры на народных традициях Чувашского края. В последние десятилетия человечество столкнулось с комплексом разнообразных проблем, среди которых особую значимость приобрел глобальный.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у дошкольников» Консультация для воспитателей «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ» За вторую половину уже прошлого столетия природа нашей.

Перспективный план работы с детьми «Формирование экологической культуры дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Выступление на педагогическом совете «Влияние музыки на эстетическое развитие ребенка» Выполнила студентка ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"Карпычева Марина Георгиевна, куратор Каманина Татьяна Алексеевна. 2017год Современные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры»
Опубликовано: 3 марта 2017 в 21:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Керимханова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД