Елена Курлович
Формирование экологической культуры дошкольников посредством музыкальной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическому воспитанию дошкольников в музыкально-образовательной деятельности уделяется значительное внимание, т. к. именно музыка является одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира. Влияние музыки на формирование у ребёнка экологической культуры (бережное отношение к природе, к окружающему животному и растительному миру) велико. Музыка способствует всестороннему развитию ребёнка, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям. В процессе музыкально-образовательной деятельности дети знакомятся с произведениями, посвященными природе, временам года, красоте родного края.
Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников посредством музыкальной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Уже во второй группе младшего возраста дети воспринимают образы животных, птиц, сопереживают героям, передают в пластических этюдах их характер и образ. Музыкальный репертуар способствует развитию эмоциональной отзывчивости детей, вырабатывается модель поведения взаимодействия с окружающим животным миром. Так, например, в песне «Курочка»А. Филиппенко, малыши с удовольствием принимают на себя роль цыплят, которые слушаются свою маму-Курочку (воспитатель, выполняя её нормы поведения. Переводя язык природы на доступный и понятный и схожий человеческий язык, ребёнок устанавливает свою связь с миром, ощущением себя в нём, понимает свою значимость в нём.
В блоке «Музыка рассказывает о животных и птицах» дети знакомятся и с маленьким и пугливым «Ёжиком» Д. Кабалевского, с неуклюжим и неповоротливым «Слоном» и прекрасным «Лебедем» К. Сен-Санса. В тематическом блоке «Природа и музыка» дети слушают «Времена года» А. Вивальди, П. Чайковского. Сопровождая восприятие музыкальных шедевров чтением стихотворений, репродукциями картин о природе, дети постигают красоту этого хрупкого и беззащитного мира. В певческой деятельности дети исполняют песни, посвящённые родному краю, природе, временах года, прощании и встрече перелётных птиц, зимующих птиц, нуждающихся в нашей помощи. Дети разучивают стихи, посвященные бережному отношению к растительному и животному миру.
Использование разных видов музыкальной деятельности способствует эффективному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и бережного отношения к природе, животным и растениям. Музыка оказывает влияние на развитие эмоциональной отзывчивости и воспитание духовно-нравственных чувств дошкольников : умение любить и защищать, беречь и помогать, сопереживать и радоваться.