ЮЛИЯ НИЗАМОВА
Формирование экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Низамова Юлия Геннадьевна
Воспитатель МБДОУ «ЦРР д/с №44 «Росинка»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы актуальности и эффективности формирования экологических представлений у дошкольников.
Ключевые слова
Экология, экологическое воспитание, природа, дети дошкольного возраста.
Публикация «Формирование экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность. Непрерывный процесс взаимодействия ребенка, начиная с самого раннего возраста, с природой необходим для всеобъемлющего развития, поскольку такое общение помогает ребенку снизить психологическую тревожность, стрессы. И это лишь малая часть.
В процессе исследования процесса формирования экологических представлений можно выделить следующие основные задачи по экологическому воспитанию :
1. Помощь в формирование у ребенка младшего дошкольного возраста целостной картины окружающей действительности;
2. Расширение представлений о предметах окружающего нас мира;
3. Помощь в формировании и развитии познавательных интересов ребенка к природе, наблюдательности и т. п. ;
4. Помощь в воспитании эмоционального восприятия окружающего мира.
Не так давно в педагогике появилось новое направление - экологическое воспитание дошкольников. Теоретическую основу формирования экологических представлений у детей можно встретить в работах таких педагогов, как Н. Н. Вересова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и т. д.
При взаимодействии с дошкольниками раннего возраста необходимо учитывать психофизиологические особенности детей этого возраста. Процесс формирование экологических представлений следует начинать с раннего возраста. Педагог может неоднократно возвращаться в своих рассказах и объяснениях к одному и тому же объекту, каждый раз добавляя все новые и новые информационные данные. Также в работе с детьми раннего возраста следует проводить некоторые занятия на свежем воздухе. При этом форма работы с детьми на этом занятии может быть разнообразной: начиная с бесед и заканчивая игровой деятельностью.
На этапе формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста ключевой формой взаимодействия с природой является наблюдение. Именно в процессе наблюдательной деятельности у ребенка складывается доброжелательное отношение ко всему живому, формируются представления об окружающем мире.
Возможно также применение интегрированного подхода к процессу формирования вышеуказанных представлений. Такой подход подразумевает под собой совместную работу по исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности. Также можно совмещать игровую деятельность и просмотр телепередач и остальных различных видов деятельности ребенка. Например, те знания, которые дошкольники получили в процессе игры, затем должны проверить на опыте. Именно игровая направленность и мотив усиливает эмоциональную значимость полученных знаний у ребенка.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить важность формирования экологических представлений у детей раннего возраста. Это помогает формированию более целостной картины мира, представлений об окружающей нас действительности. Зачастую неправильно сформированные представления о природе ужесточают ребенка и характер.
Список использованной литературы
1. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Просвещение, 2006г. 93 с.
2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. СПб. : Акцидент, 1998г., 319 с.
3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-синтез, 2004, 91 с.
4. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в I младшей группе детского сада. М. : Мозаика-синтез, 2007г. 37 с.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. - М. : Мозаика- Синтез, 2006г