ПНН
Формирование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы состоит в том, проблема низкого уровня развития игровой деятельности в детском саду. Сюжетно- ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста. Между тем, как показывает практика использование традиционной методики по развитию социально – коммуникативной компетенции детей 4-5 лет в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.
Публикация «Формирование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. Именно в дошкольном возрасте формируется коммуникативная компетенция.
Цель : создать условия для развития взаимоотношения детей среднего дошкольного возраста посредствам сюжетно -ролевых игр.
Задачи:
1. Определить уровень развития взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
2. Провести систему сюжетных игр по формированию взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
3. Выявить качественные и количественные изменения формирования взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
Новизна и практическая значимость состоит в составлении системы игр по формированию взаимоотношения детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр и возможности их применения в работе ДОУ.
Исследованием было охвачено на этапе констатирующего эксперимента 20 детей 4-5 лет, средних групп дошкольного образовательного учреждения.
Экспериментальная работа по формированию взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
Состоит из трех этапов:
1. Констатирующий этап.
2. Формирующий этап.
3. Контрольный этап.
На первом констатирующем этапе исследования для определения уровня взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста была использована диагностическая методика ведущего специалиста Ольги Дыбиной «Диагностика уровня социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста».
Анализ уровня социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста
Детям было предложено рассказать об эмоциональном состоянии сверстника, получать необходимую информацию в общении, разные конфликтные ситуации.
При анализе мы не отмечали на следующие параметры социально-коммуникативной компетентности:
1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нем;
2. Умение получать необходимую информацию в общении;
3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
5. Умение спокойно отстаивать свое мнение;
6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.);
8. Умение уважительно относиться к окружающим людям;
9. Умение принимать и оказывать помощь;
10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Обращали внимание только на уровень социально-коммуникативной компетентности и относили детей к одному из трех уровней. Первый уровень – высокий, второй уровень – средний, третий уровень – низкий.
Высокий уровень (24–30 баллов).Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т. п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия. Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей. Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам. В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.
Средний уровень (10–15 баллов).Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т. е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми.
Активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).
Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников, замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.
В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои устремления подчиняют интересам других людей.
Низкий уровень (6–9 баллов).
Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.
Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь;
от помощи взрослого и сверстников отказываются.
По результатам проведенной нами диагностики получились следующие результаты:
Контрольная группа: Экспериментальная группа:
Высокий уровень – 10% Высокий – 10%
Средний уровень – 30% Средний уровень - 20%
Низкий уровень – 60% Низкий уровень – 70 %
Контрольная группа:
Экспериментальная группа:
Результаты диагностики «Уровня социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста» показали, что у детей экспериментальной группы высокий уровень 10%, средний уровень- 20% и низкий уровень – 70%. В результате проведения диагностики выявлено, что многие дети не понимают эмоциональное состояние сверстника и взрослого, не умеют получать необходимую информацию в общении; не умеют выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; не умеют спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
На II формирующем этапе проводилась работа с детьми экспериментальной группы, с целью формирования взаимоотношений детей 4-5 лет посредствам сюжетно-ролевых игр.
Организованная целенаправленная сюжетно- ролевая игра проводились 2 раза в месяц.
Всего 12 игр, которые систематизированы и построены с постепенным обогащением сюжета. Сюжетно-ролевые игры разделены на 3 блока, которые подразделены по следующим темам. 1 блок. «Семья» - «Дочки-матери», «Семья», «У нас банный день», «У нас большая стирка» :. 2 блок «Социум» - «Детский сад», «Почта», «Поликлиника», «Супермаркет». 3 блок «Культура и отдых» - «Театр», «Мы идем в кино», «Зоопарк», «Библиотека». Блоки из 4-х сюжетно-ролевых игр. Каждая игра включает в себя творческое задание, предварительную работу.
III контрольный этап нашего эксперимента заключается, в повторном проведении диагностики, с целью выявления уровня формирования взаимоотношений детей среднего, после работы в экспериментальной группе. Были использованы те же диагностики. Анализ результатов оценивался по тем же критериям и уровням.
«Диагностика уровня социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста»
Контрольная группа: Экспериментальная группа:
Высокий-30% Высокий – 70%
Средний -50% Средний – 20%
Низкий – 20% Низкий – 10%
Контрольная группа:
Экспериментальная группа:
После проведенной работы анализ полученных данных показали изменения показателей экспериментальной группы по результатам диагностик. Результаты диагностики «Уровня социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста» показали, что у детей экспериментальной группы высокий уровень 70%, средний уровень- 20% и низкий уровень – 10%. В результате проведения диагностики выявлено, что у многие дети стали понимать эмоциональное состояние сверстника и взрослого, умеют получать необходимую информацию в общении; умеют выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умеют спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Высокий уровень показали те дети, которые посещали целенаправленные игры без пропусков.
Средний уровень показали дети, которые посещали игры с пропусками по различным причинам.
Низкий уровень развития дали дети, которые посещали игры изредка.
Результаты контрольной группы остались на том же уровне, так как они занимались изобразительной деятельностью по традиционной программе детского сада.
Таким образом, результаты опытно – экспериментальной работы свидетельствуют о подтверждении нашей гипотезы о том, что разработанная нами система сюжетных игр может повлиять на формирование взаимоотношений детей 4-5 лет, так как этому будут способствовать:
-Содержание сюжетных игр, способствующее на формирование взаимоотношений детей 4-5 лет посредствам сюжетно ролевых игр.