Ольга Разова
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (дни недели)
▼ Скачать + Заказать документы
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись : понедельник — день Луны, вторник — Марса, среда — Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, суббота — Сатурна, воскресенье Солнца.
Темочки:
- Дни недели. Знакомство с днями недели
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели в основном по названию планет. На Руси еженедельный свободный праздничный день назывался «неделей» днем, когда «не делают», — отсюда произошло название «понедельник -1- день, следующий после «недели»; среда W- средний день; вторник, четверг, пятница названы были порядковыми номерами этих дней недели. Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным (назывался «сабат», т. е. отдых). В настоящее время слово «неделя» означает весь семидневный период.
Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием в разные дни недели.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни, в том числе в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.
С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.
В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 5 – 6 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.
Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Можно поиграть, например, в такие игры по знакомству с днями недели :
(Дидактический материал - паровозик с разноцветными вагонами, на которых написаны дни недели).
—«Сосчитайте, сколько вагончиков у паровоза. Семь вагонов, семь дней составляют неделю. Посмотрите, какие это дни недели. (Вагончики по порядку расположены на столе.) Первый вагон, первый день недели — это понедельник. Как называется второй день недели? Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник?
Теперь найдите третий день недели. После вторника какой день недели? Какого цвета вагончик у среды?
Как называется четвертый день недели? Какой по цвету вагон обозначает четверг? (Так же о пятнице.) Эти пять дней рабочие. Назовите их.
Найдите на нашей неделе среду. Почему третий день называется среда? Потому что это середина недели. Есть еще два выходных дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета вагоны их обозначают? И т. д.
Варианты игровых заданий были различные. Можно, например, поставить дни недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару»). Или к названному дню найти дни, смежные (рядом стоящие) с ним (игра «Найди соседей»). Или выложить карточки по порядку дней в неделе, начиная с любого из дней (игра «Чья неделька быстрее соберется»).
Внимание ребенка нужно ежедневно фиксировалось на текущей дате: какой сегодня день недели, число, месяц, время года.
Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека так или иначе требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и соц