Наталья Введенская
Формирование восприятия и понимания русской речи дошкольниками с помощью художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование восприятия и понимания русской речи дошкольниками с помощью художественной литера туры
Детская художественная литература органическая часть общей литературы, но она специфична. Детская литература является средством воспитания, формирования личности ребенка, она играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей.
Публикация «Формирование восприятия и понимания русской речи дошкольниками с помощью художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Воспитательная роль художественной литературы была отмечена российскими педагогами.
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работе Ф. А. Сохина. Он говорит о художественной литературе как о могучем, действенном средстве умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, о наиболее эффективном средстве обучения первоначальным навыкам восприятия и понимания русской речи, постепенного пополнения и закрепления словарного запаса. «Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями». [3]
Э. П. Короткова [2] отмечает влияние художественной литературы на развитие речи детей, обогащение их словарного запаса, усвоение новых понятий, образцов связной речи, ее грамматического строя, выразительности речи. Поэтому основой для развития речи у детей дошкольного возраста является знакомство дошкольника с художественным словом.
Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. В федеральном государственном образовательном стандарте, обязательном при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребёнка к школе.
Реалистические рассказы, сказки, стихи являются одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь и тем самым способствует развитию речи ребенка. Слушая рассказ или сказку, ребенок живет жизнью героев, учится сочувствовать положительному герою и осуждать зло.
Ребенок дошкольного возраста является слушателем, а не читателем. Художественное произведение доносит до него педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Главная задача педагога – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания: четкой дикцией, средствами интонационной выразительности. «Каждый воспитатель должен владеть навыками выразительного чтения, уметь анализировать и оценивать свое исполнение». [1] Соблюдая условия выразительного чтения произведения для ребенка, можно говорить о правильном его восприятии.
Умение воспринимать литературное произведение, у ребенка необходимо развивать и воспитывать с раннего детства, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Каковы особенности восприятия художественного произведения, характерные для групп дошкольного возраста?
Для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие особенности восприятия художественного произведения :
зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;
установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т. п. [3] Очень важно обращая внимание детей на образный язык сказок, привлекать детей к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Например, после прослушивания сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить им повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения, такие как А. Барто «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающиеся четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Но происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. Начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно
развивается и обогащается словарь.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.
Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи : воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом :
воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции, о простейших элементах образности в языке;
воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Задача детского сада, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). Также дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах видных педагогов дошкольного воспитания О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других. Разработано несколько критериев:
1. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык.
2. Идейная направленность детской книги, т. е. соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе.
3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт.
4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.
5. Конкретные педагогические задачи.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль художественной литературы в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт дошкольника.
Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
Библиографические ссылки:
1. Бородич А. М. Методика развития речи в детском саду. Издание второе. М., Просвещение, 1981. 172 с.
2. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., Просвещение, 1982. 128 с.
2. Развитие речи детей дошкольного возраста (пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Ф. А. Сохина. М., Просвещение, 1972. 148 с.
3. Сахипова З. Г. Читаем детям. Ленинград, «Просвещение», 1991
4. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. - №8. – С. 10 – 18.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155.