Елена Родина
Формирование воображения дошкольников путем морфологического анализа
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование воображения дошкольников путем морфологического анализа
Описание метода
На основе кругов Луллия швейцарский астрофизик Ф. Цвикки в 30-х годах двадцатого столетия создал метод под названием «Морфологический анализ». Суть его та же самая, что в кругах Луллия, но мыслительные операции, основанные на комбинировании, осуществляется с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Например.
Создание фантастического животного
Публикация «Формирование воображения дошкольников путем морфологического анализа» размещена в разделах
По вертикали обозначены разные виды животных (картинками или схемами, на горизонтали-части их тела. Необходимо заполнить клетки пересечения и указать наличие обозначенных на горизонтали значений каждого признака у животных. После того как таблица заполнена, можно выборочно взять некоторые значения и создать фантастическое животное, у которого будет голова зайца, туловище крокодила, хвост лисы, а ноги жирафа. Возможны и другие комбинации.
С целью упражнения детей в использовании модели «Объект-Признак-Значение признака» рекомендуется строить морфологическую таблицу по следующей схеме
Необычный образ Бабы Яги
Выделим основные критерии, по котором можно охарактеризовать этот сказочный персонаж, и занесем их в таблицу по вертикали. Количество характеристик выбирается произвольно, чем их больше, тем подробнее степень описания образа. В число этих признаков можно внести части тела, особенности голоса, даже язык общения.
Пример: Баба Яга- молодая девушка в спортивном костюме. По характеру она ужасно капризна. Домом ей служит нью-йоркский небоскреб, а вместо с тупы она передвигается на ходулях.
По каждому созданному образу следует придумать историю с участием героя.
Цели:
формирование у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и созданию на основе сочетания частей новых объектов,
формирование действий познавательного характера,
Создание условий для усвоения обобщенной модели комбинаторики,
Создание условий для оценки ребенком полученных им идей.
Методические рекомендации
С детьми 3 лет организуется работа по «Волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем (герой) и двумя-четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Для обозначения используются картинки объектов.
Для работы с детьми 4-5лет по вертикали «Волшебной дорожки» располагаются картинки или схематические изображения (цветом, буквами, знаками). По горизонтали – части суток, времена года, погодные условия, приемы фантазирования.
Дети5-7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей.
Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения
Ожидаемые результаты
Умение давать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы.
Самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, их оценка. Подробный рассказ о фантастическом действии.
Выстраивание сюжета на основе самостоятельно выбранных показателей: (героя, функции (целей).Описание изменений свойств и поведения героя в разных обстоятельствах.
Усвоение обобщенной модели комбинаторики.