Конанова Анна
Формирование валеологической грамотности и культуры посредством внедрения Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – одна из вечных общечеловеческих ценностей. Что касается населения России (в первую очередь детей, то его здоровье ухудшается из года в год.
Собственный педагогический опыт выстраивался исходя из теоретических позиций и многочисленных исследований педагогов, психологов, медиков, физиологов: Р. И. Айзман, Н. А. Ананьева, М. В. Антропова, В. Ф. Базарного, М. М. Безруких, Г. К. Зайцева. А так же В. Н. Касаткина и Л. А. Щеплягиной, опыт которых использую в области единого человекоцентрического предмета, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии и многим другим предметам служит самопознанию, самовосприятию и самоуважению. Авторы программы «Здоровье» выделили 7 модулей для изучения на каждой ступени школы с учетом возрастных особенностей учащихся:
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
1) Самопознание через знание своего тела и через ощущения, чувства и образ;
2) Самопознание через осознание межличностных отношений;
3) Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;
4) Питание и здоровье;
5) Основы личной безопасности и профилактика травматизма;
6) Культура употребления медицинских услуг;
7) Предупреждение употребления психоактивных веществ.
Эти разделы интегрируются на различных предметах, в различных областях знаний.
Новизна заключается в том, что при интеграции учебно-воспитательного процесса комбинирую элементы различных образовательных здоровьесберегающих технологий при изучении одной темы, одного предмета, ведь известно, что постоянство – враг интереса. На уроки приглашаются психологи, «узкие» специалисты и валеологи. Главная задача реализации оздоровительной технологии – такая организация оздоровительного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение развития и воспитание сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Процесс интеграции Федеральной программы «Здоровье» в курс по общеобразовательным предметам начинаю с отбора элементов ее содержания по каждому разделу, который либо сочетаются с програмным учебным материалом по предмету, либо с формой организации деятельности на уроке.
Эта предварительная тематическому планированию работа проводится с целью обеспечения системности интеграционного процесса в рамках одного учебного года.
Цель урока по предмету (в том числе по программе «Здоровье»)
Мотивация
Актуализация опорных знаний (в том числе по разделам Федеральной программы «Здоровье».)
Основная часть интегрированного урока
Урок закрепления знаний. Закрепление
Урок новых знаний: воспроизведение учителем материала. Осмысление, закрепление
Урок обобщения. Обобщение
Формирование представления, отношения к представлению, стратегия поведения или одного из этих уровней усвоения.
Проверка усвоения, в том числе по Федеральной программе «Здоровье»
Самоанализ, рефлексия
Анализ
Для получения большего положительного эффекта выстраиваю системность и последовательность интеграционного процесса, для этого при составлении тематического планирования по общеобразовательному предмету вношу раздел (валеологический аспект через внедрение Федеральной программы Здоровье). В нем перечислены элементы содержания программы «Здоровье», интегрируемые в урок.
Программа, независимо от общеобразовательного предмета включает в себя четыре уровня:
- усвоение;
- представление;
- отношение к представлению;
- стратегия поведения.
Эти уровни могут быть реализованы как в рамках одного интегрированного урока, так и на ряде уроков. Использую оба варианта, но предпочитаю первый с целью глубокого воздействия на личность ребенка, его позитивной «Я – концепции».
Убеждена, что при внедрении программ обучения здоровью с новым содержанием и старыми методами может потерпеть неудачу; если обучение здоровью превратится в ряд уроков школьной программы с домашними заданиями, отметками, изучениями параграфов. Поэтому использую в своей педагогической практике:
1. Активные методы обучения. Они основаны на диалоге и свободном обмене мнениями, формируют устойчивый интерес, способствуют активной поисковой деятельности.
2. Интерактивные методы обучения помогают обеспечивать взаимодействие с учениками в форме учебных игр и ситуаций, способствуют педагогически эффективному познавательному общению.
3. Технология игровой деятельности позволяет повысить у учащихся интерес к учебным занятиям, формировать практические умения через приближение учебного процесса к реальным социальным ситуациям.
4. Тренинговые технологии позволяют учащимся изменять собственное «Я» через общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке.
5. Игровое проектирование позволяет развивать интеллектуальные умения и навыки, при условии познавательной и социальной мотивации. Применяя данные методы, убедилась, что они способствуют социализации личности и действительно помогают формировать важные жизненные навыки.
Работая по данной проблеме, стала отчетливо понимать, что невозможно ориентировать поведение учащихся на здоровье, используя лишь назидание и традиционный педагогический арсенал, который проверяется ЗУНами. Эти методы вызывали активное или пассивное сопротивление, которое является обычной и совершенно нормальной реакцией на попытку изменить структуру их сознания. Содержание каждого раздела программы начала преподавать в контексте практических навыков.
Например:
• Классные часы
• Работа с группой детей, подверженных стрессовым ситуациям.
• Праздники
• Консультационная работа
Результатом своей работы считаю:
-умение учащихся организовывать учебу и отдых с наибольшим эффектом для укрепления и сохранения здоровья;
-умение оказывать первую медицинскую помощь себе и окружающим при несчастных случаях;
-владение элементарными методами физической и психологической самозащиты в стрессовых ситуациях;
-противостояние негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье;
-владение способами поведения в чрезвычайных ситуациях;
-знание положительных и отрицательных факторов, влияющих на здоровье;
-желание учащихся посещать лицей – простой, но очень информативный показатель. Он отражает не только психологические характеристики, но и интерес к урокам и предметам.