Лаврова Марина Евгеньевна
Формирование учебной деятельности у детей дошкольного возрастав путем развития предпосылок учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие предпосылок учебной деятельности является одним из требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, учений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.
Публикация «Формирование учебной деятельности у детей дошкольного возрастав путем развития предпосылок учебной деятельности» размещена в разделах
Развитие дошкольника осуществляется в игре, а учебная деятельность станет ведущей только в начальном звене обучения, но развивать ее нужно на ранних этапах развития. Учебная деятельность начинает формироваться при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Поэтому проблема зарождения ее потребности связана с такими особенностями игры, которые к концу дошкольного возраста вызывают у ребенка нужду в теоретическом отношении к окружающему миру. Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду, будут в дальнейшем востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, умственных действий, в самостоятельной оценке своих результатов.
Изучением проблемы развития учебной деятельности занимались многие ученые, их позиции были различны, но все они сошлись в том, что между формированием учебной деятельности в детском саду и начальной школе должна существовать преемственность.
В настоящее время в корне меняются подходы, взгляды на дошкольное воспитание, которое должно выйти на более качественный уровень, с учетом этого мне, как педагогу дошкольного образования, предстоит большая творческая работа.
Содержание образовательного процесса в нашем дошкольном общеобразовательном учреждении осуществляется основной Программой, которая имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков, а также умение их применять, искать новые, развивать полученные.
Согласно ей, ребенок должен приобрести определенные интегративные качества, одно из которых – овладение предпосылками учебной деятельности, с учетом возрастных особенностей :
- в среднем дошкольном возрасте ребенок должен уметь выполнять индивидуальные и коллективные поручения, проявлять предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремиться хорошо его выполнить, удерживать в памяти несложные условия выполнения каких –либо действий, описать предмет, картину, составлять рассказ по ним;
- в старшем дошкольном возрасте ребенок должен овладеть навыками культурного поведения, проявлять ответственность при выполнении трудовых поручений, стремиться к проявлению хороших поступков;
- в возрасте 6-7 лет у ребенка необходимо сформировать умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию.
В реализации формирования предпосылок учебной деятельности мною учитываются ее основные компоненты и моя деятельность направлена на организацию процесса активного усвоения детьми знаний, умений, навыков; развития у ребенка познавательного интереса; потребности в учении; мотивации к обучению.
Развивая внутреннюю мотивацию у ребенка, акцентирую его внимание не только на достижениях, но и на самой деятельности и ее эффективности. При этом внешним стимулом служат слова подкрепления: «У тебя все получится!», «Ты справишься, ведь ты такой внимательный!», «Ты же хотел узнать что-то новое». В процессе игровой, образовательной деятельности, продумываю варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли и воли в поиске решения. Для этого использую методы и приемы, инициирующие активность детей, побуждающие их к познанию, к практической деятельности. Здесь важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цель в процессе деятельности, самостоятельно находить способ ее осуществления. Как педагог, стараюсь вовлекать детей в ход своих рассуждений, для этого предлагаю детям различные комбинации вопросов: «С чего стоит начать работу?», «Что необходимо сделать вначале?», «Как действовать будешь дальше?», «Что может пригодиться при выполнении задания?». Вот такие вот вопросы учат детей осмысливать и оценивать проделанную работу, формировать навык самоконтроля.
Формируя предпосылки учебной деятельности у детей необходимо научить их самостоятельно обобщать, выявлять закономерные связи. На сегодняшний день у большинства дошкольников недостаточно развито логическое мышление, которое характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным алгоритмом. И поэтому, считаю необходимым уделить особое внимание формированию предпосылок учебной деятельности, в данном случае – развитию логического мышления, которое является одним из показателей способности ребенка обучаться.
Реализацию данной работы веду по двум направлениям: работа с родителями и работа с детьми:
Работа с родителями предполагает методическую помощь, а также информацию по результатам работы с конкретным ребенком по запросу родителя, проведение консультаций по теме «Подготовка детей к школе», «Что значит «Готов к школе»?», изготовление буклетов «Готовим ребенка к школе. Что необходимо знать», «Развиваем логическое мышление у дошкольника». Организуя работу с родителями, произошло расширение их знаний по подготовке ребенка к школе, осознание необходимости проведения упражнений, решения задач не только в детском саду, но и дома.
Работа с детьми предполагает проведение развивающей деятельности в ходе образовательного процесса, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Она включает в себя различные задачи, загадки, нелепицы, ребусы, головоломки, задания дополнить фразу, продолжить предложение. Такая деятельность помогает развивать у ребенка аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира, вовлекая ребенка в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
Таким образом, формирование учебной деятельности на сегодняшний день по-прежнему актуальная тема и начинать ее реализацию нужно с дошкольного возраста, путем развития предпосылок учебной деятельности. Это длительный процесс, в результате которого формируются отдельные элементы, характерные каждому возрастному этапу.